Основы нейропсихологии
«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Современная нейропсихология имеет особый статус среди психологических дисциплин. Это быстро развивающаяся область знаний, которая характеризуется несколькими векторами развития. С одной стороны, это выход за пределы неврологической клиники в другую клиническую реальность (включая психосоматические заболевания); с другой - это применение нейропсихологических знаний в педагогике; кроме того, это распространение нейропсихологического подхода на изучение психики здоровых лиц (низкой, средней, высокой и одаренной нормы). Особый вектор развития современной нейропсихологии - в ее объединении с психофизиологией в контексте проблемы «психофизиологические механизмы психических процессов и состояний». Существуют и другие направления развития современной нейропсихологии (кросскультурное, психогенетическое, нейролингвистическое и др.) Все это указывает на интенсивную дифференциацию как важную особенность современного этапа развития нейропсихологии.
В данном курсе включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области психологии.
Целями освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» являются: ознакомление студентов с основами нейропсихологии как одной из ведущих современных нейронаук в целях формирования естественнонаучного профессионального мировоззрения; исследование проблемы мозговой организации высших психических функций человека; изучение измененных психологических функций, вызванных локальными или системными поражениями ЦНС; а также изучение асинхронизма и асимметрий коры больших полушарий головного мозга у здоровых людей.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- приобретение знаний по основным разделам нейропсихологии;
- изучение структуры мозговых механизмов высших психических функций человека;
- изучение нейропсихологических синдромов при поражении того или иного участка мозга;
- экспериментальные исследования различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга;
- разработка и внедрение приёмов, методов, форм, технологий, восстанавливающих высшие психические функции, нарушенные вследствие локальных поражений головного мозга;
- выявление закономерностей межполушарных отношений: межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы нейропсихологии» относится к обязательной части Блока 1 основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих общепрофессиональных компетенций:
- способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК – 8).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки) |
Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК – 8) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; |
|
Владеть: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями. |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 8 часов, практические занятия 10 часов, консультационная работа – 10 часов, форма контроля – зачет 4 часа.
Самостоятельная работа 40 часов,