Основы нейропсихологии
«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»
1.Цели и задачи освоения дисциплины
Современная нейропсихология имеет особый статус среди психологических дисциплин. Это быстро развивающаяся область знаний, которая характеризуется несколькими векторами развития. С одной стороны, это выход за пределы неврологической клиники в другую клиническую реальность (включая психосоматические заболевания); с другой - это применение нейропсихологических знаний в педагогике; кроме того, это распространение нейропсихологического подхода на изучение психики здоровых лиц (низкой, средней, высокой и одаренной нормы). Особый вектор развития современной нейропсихологии - в ее объединении с психофизиологией в контексте проблемы «психофизиологические механизмы психических процессов и состояний». Существуют и другие направления развития современной нейропсихологии (кросскультурное, психогенетическое, нейролингвистическое и др.) Все это указывает на интенсивную дифференциацию как важную особенность современного этапа развития нейропсихологии.
В данном курсе включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области психологии.
Целями освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» являются: ознакомление студентов с основами нейропсихологии как одной из ведущих современных нейронаук в целях формирования естественнонаучного профессионального мировоззрения; исследование проблемы мозговой организации высших психических функций человека; изучение измененных психологических функций, вызванных локальными или системными поражениями ЦНС; а также изучение асинхронизма и асимметрий коры больших полушарий головного мозга у здоровых людей.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- приобретение знаний по основным разделам нейропсихологии;
- изучение структуры мозговых механизмов высших психических функций человека;
- изучение нейропсихологических синдромов при поражении того или иного участка мозга;
- экспериментальные исследования различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга;
- разработка и внедрение приёмов, методов, форм, технологий, восстанавливающих высшие психические функции, нарушенные вследствие локальных поражений головного мозга;
- выявление закономерностей межполушарных отношений: межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы нейропсихологии» является дисциплиной базовой части ОПОП (Б1.Б.26).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих профессиональных компетенций:
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5)
- способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4); |
Знать: Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Проблему высших психических функций в нейропсихологии. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга. Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Проблему факторов в нейропсихологии. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга. особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Уметь: определять закономерности межполушарных отношений; межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия; использовать полученные сведения о структурах нейропсихологии в освоении смежных дисциплин; применять знания об основах нейропсихологии в интерпретации изучаемых психических явлений; на основе представлений об организации центральных аппаратов регуляции функций осуществлять комплексный подход при изучении психической природы; уметь выделять принципы для построения нейропсихологической реабилитации., распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами |
|
Формируемые навыки: владеет полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования; отбирает адекватные методики диагностики особенностей развития психических процессов (в том числе особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы) и явлений человека в норме и при психических отклонениях; выявляет особенности развития самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических нарушениях с помощью батарей нейропсихологических методик; владеет профессиональными навыками работы с клиентами обладающими особенностями нейропсихологической сферы; страдающими эндогенными психическими заболеваниями; страдающими экзогенно-обусловленными психическими заболеваниями; при нейропсихологических дисфункциях у психически здоровых людей в результате соматических заболеваний; при физиологическом старении; при экстремальных обстоятельствах жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, левшество, билингвизм, посттравматический стресс и т.д.), владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека |
|
способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5) |
Знать: Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Проблему высших психических функций в нейропсихологии. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга. Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Проблему факторов в нейропсихологии. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга,особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: определять закономерности межполушарных отношений; межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия; использовать полученные сведения о структурах нейропсихологии в освоении смежных дисциплин; применять знания об основах нейропсихологии в интерпретации изучаемых психических явлений; на основе представлений об организации центральных аппаратов регуляции функций осуществлять комплексный подход при изучении психической природы; уметь выделять принципы для построения нейропсихологической реабилитации, диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владеет полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования; отбирает адекватные методики диагностики особенностей развития психических процессов (в том числе особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы) и явлений человека в норме и при психических отклонениях; выявляет особенности развития самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических нарушениях с помощью батарей нейропсихологических методик; владеет профессиональными навыками работы с клиентами обладающими особенностями нейропсихологической сферы; страдающими эндогенными психическими заболеваниями; страдающими экзогенно-обусловленными психическими заболеваниями; при нейропсихологических дисфункциях у психически здоровых людей в результате соматических заболеваний; при физиологическом старении; при экстремальных обстоятельствах жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, левшество, билингвизм, посттравматический стресс и т.д.), владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
|
способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8) |
Знать: Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Проблему высших психических функций в нейропсихологии. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга. Нейропсихологический анализ нарушений сознания. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Проблему факторов в нейропсихологии. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий, особенности проведения стандартного прикладного исследования Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга. Знать: Уметь: Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
Уметь: определять закономерности межполушарных отношений; межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия; использовать полученные сведения о структурах нейропсихологии в освоении смежных дисциплин; применять знания об основах нейропсихологии в интерпретации изучаемых психических явлений; на основе представлений об организации центральных аппаратов регуляции функций осуществлять комплексный подход при изучении психической природы; уметь выделять принципы для построения нейропсихологической реабилитации, проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии |
|
Формируемые навыки: владеет полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования; отбирает адекватные методики диагностики особенностей развития психических процессов (в том числе особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сферы) и явлений человека в норме и при психических отклонениях; выявляет особенности развития самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических нарушениях с помощью батарей нейропсихологических методик; владеет профессиональными навыками работы с клиентами обладающими особенностями нейропсихологической сферы; страдающими эндогенными психическими заболеваниями; страдающими экзогенно-обусловленными психическими заболеваниями; при нейропсихологических дисфункциях у психически здоровых людей в результате соматических заболеваний; при физиологическом старении; при экстремальных обстоятельствах жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, левшество, билингвизм, посттравматический стресс и т.д.), владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часа, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 60 часов.