Основы музыкотерапии
«ОСНОВЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы музыкотерапии» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области музыкотерапии, знакомство с теорией и историей создания музыкотерапевтических направлений, овладение приемами и техниками музыкотерапии.
В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
- формирование знаний об основных понятиях и теориях музыкотерапии;
- изучение основных методов музыкотерапии;
- изучение музыкотерапевтических направлений;
- знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в музыкотерапии;
- формирование навыков диагностики проблематики клиента в музыкотерапии;
- развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в музыкотерапии;
- знакомство с основными техниками работы с клиентами в музыкотерапии;
- формирование умения органично вплетать музыкотерапевтические приемы в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы музыкотерапии» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.6.1).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
способностью и готовностью к:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные теории музыкотерапии;
- основные принципы музыкотерапии;
- базовые понятия музыкотерапии;
- факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии;
- основные музыкотерапевтические направления;
- пути терапевтической работы в музыкотерапии;
- принципы подбора музыкотерапевтических техник для работы с клиентами;
уметь:
- диагностировать проблематику клиента в музыкотерапевтическом ключе;
- строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом;
- подбирать методы и техники работы, применяя музыкотерапевтическими методики, адекватные клиентскому запросу;
владеть:
- приемами интерпретирования и анализа психотерапевтического опыта в области эстетического и художественного творчества;
- навыками организации структуры и содержания консультативной работы с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); |
Знать: факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии; основные музыкотерапевтические направления; основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей с учетом их конфессиональных и культурных различий Уметь: строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя музыкотерапевтические методики, адекватные клиентскому запросу; формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; учитывать факторы, связанные с этноконфессиональными и культурными различиями; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях Формируемые навыки: навыки организации структуры и содержания консультативной работы с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов, способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей с учетом их этноконфессиональных и культурных особенностей |
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3); |
Знать: основные теории музыкотерапии; основные принципы музыкотерапии; основные музыкотерапевтические направления; стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации Уметь: диагностировать проблематику клиента в музыкотерапевтическом ключе; осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи Формируемые навыки: владеть навыками организации структуры и содержания консультативной работы с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов, владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи |
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4); |
Знать:основные теории музыкотерапии; основные принципы музыкотерапии; базовые понятия музыкотерапии; факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии; основные музыкотерапевтические направления; особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам Уметь: диагностировать проблематику клиента в музыкотерапевтическом ключе; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя музыкотерапевтическими методики, адекватные клиентскому запросу; распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами Формируемые навыки: приемами интерпретирования и анализа психотерапевтического опыта в области эстетического и художественного творчества; навыками организации структуры и содержания консультативной работы с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов,владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека |
способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11); |
Знать: основные теории музыкотерапии; основные принципы музыкотерапии; базовые понятия музыкотерапии; факторы психотерапевтического воздействия в музыкотерапии; основные музыкотерапевтические направления; особенности применения дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ Уметь: диагностировать проблематику клиента в музыкотерапевтическом ключе; строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом; подбирать методы и техники работы, применяя музыкотерапевтическими методики, адекватные клиентскому запросу; применять дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека Формируемые навыки:приемами интерпретирования и анализа психотерапевтического опыта в области эстетического и художественного творчества; навыками организации структуры и содержания консультативной работы с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов, способность и готовность использовать дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем -лекционные занятия 26 часов, практические занятия 42 часа, форма контроля – экзамен – 36 часов.
Самостоятельная работа 40 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 10 часов, практические занятия 16 часов, форма контроля –экзамен – 9 часов.
Самостоятельная работа 109 часов.