Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Основы консультативной психологии

«ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Курс предназначен для подготовки студентов-психологов, призванных работать в различных сферах, где необходимы навыки психологического консультирования (школы, социально-психологические центры, консультативные центры, частные кабинеты психологической помощи, психологические службы различных организаций, предприятий и учреждений и т.д.).

Основная цель курса - представление и освоение психологического консультирования как метода оказания психологической помощи, в частности, освоение технологии ведения беседы психолога - консультанта с клиентом.

Полученные таким образом знания и освоенные умения способствуют становлению личности и профессиональному росту студента, т.к. он получает личностно значимую информацию, позволяющую осознать и разрешить ряд собственных проблем.

Его реализация предполагает достижение следующих целей:

  • знакомство студентов с обобщенной теорией и практикой психоконсультирования, а также основными подходами в психоконсультировании;
  • развитие психотехнического мышления у студентов.

Достижение данных целей предполагается посредством изучения студентами лекционного материала, соответствующей литературы с последующим осмыслением их содержания в ходе семинарских и практических занятий, самостоятельного выполнения студентами практических заданий, разбора реальных и описанных в литературе ситуаций консультативного процесса.

К числу основных задач курса относятся:

  • Ознакомление студентов с теоретическими основами психологического консультирования посредством опоры на базовые представления патопсихологии, психологии личности, психотерапии, психологии общения и др.
  • Ознакомление студентов с этическими и деонтологическими аспектами консультативной деятельности психолога.
  • Обучение методам ведения консультативной беседы и обобщения опыта работы с клиентами, полученного в процессе консультативных встреч.

Идея курса заключается в том, что психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убеждении: каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми своими жизненными неурядицами. Психолог-консультант - всего лишь тот человек, который помогает клиенту быть достоверным и верно определить реальность. При этом решение остаётся за клиентом.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Основы консультативной психологии» в основной профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров включена в базовую часть (Б.1.Б.31). Данный курс носит практико-ориентированный характер и построен таким образом, чтобы сформировать у студента умения и практические навыки проведения лекционных, семинарских занятий по различным темам консультирования, а также, овладеть ведущими техниками консультирования.

Данная дисциплина должна опираться на базовые знания, полученные студентами при изучении школьного курса биологии, анатомии, химии и является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Кризисное консультирование», «Специальная психология», «Организационная психология».

Предполагаемые упражнения и практические работы позволяют более глубоко освоить основы преподавательской деятельности. Структура данного курса также включает контрольные, курсовые работы по итогам усвоения материала и экзамен, который позволит проследить эффективность освоение программы данного курса студентами.

Курс также преследует цель развить ряд профессиональных знаний, умений и навыков психолога-консультанта:

  • умение определять, где кончается консультирование и начинается психотерапия;
  • навыки экологического взаимодействия с клиентом, позволяющие использовать методы психотерапии;
  • умение организовать ситуацию профессионального психологического консультирования;
  • умение строить беседу в соответствии с технологическими принципами её ведения;
  • умение определять частные запросы клиентов и выбирать сообразный им вид консультативной деятельности;
  • умение фиксировать информацию о клиенте, накапливать её, анализировать и давать оценку эффективности собственной консультативной практике.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-9

  • способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

ПК-1

  • способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности

ПК-4

  • способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-5

  • способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-9

  • способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

Результаты обучения

(компетенции ФГОС)

Составляющие результатов обучения

ОК-9

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды, требования к безопасности технических регламент характеристики и особенности нестандартных ситуаций

Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности

Формируемые навыки: владетьспособами, технологиями и методами защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды; навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных ситуаций

ПК-1

способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности

Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе

Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков в различных видах деятельности

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков в различных видах деятельности

ПК-4

способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека.

ПК-5

способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях

Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования

ПК-9

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями

Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями

Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями

Очная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 54 часа.

Заочная форма обучения

 Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – экзамен (9 часов).
Самостоятельная работа 121 часа.

 
 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X