Основы консультативной психологии
«ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс предназначен для подготовки студентов-психологов, призванных работать в различных сферах, где необходимы навыки психологического консультирования (школы, социально-психологические центры, консультативные центры, частные кабинеты психологической помощи, психологические службы различных организаций, предприятий и учреждений и т.д.).
Основная цель курса - представление и освоение психологического консультирования как метода оказания психологической помощи, в частности, освоение технологии ведения беседы психолога - консультанта с клиентом.
Полученные таким образом знания и освоенные умения способствуют становлению личности и профессиональному росту студента, т.к. он получает личностно значимую информацию, позволяющую осознать и разрешить ряд собственных проблем.
Его реализация предполагает достижение следующих целей:
1) знакомство студентов с обобщенной теорией и практикой психоконсультирования, а также основными подходами в психоконсультировании;
2) развитие психотехнического мышления у студентов.
Достижение данных целей предполагается посредством изучения студентами лекционного материала, соответствующей литературы с последующим осмыслением их содержания в ходе семинарских и практических занятий, самостоятельного выполнения студентами практических заданий, разбора реальных и описанных в литературе ситуаций консультативного процесса.
К числу основных задач курса относятся:
1. Ознакомление студентов с теоретическими основами психологического консультирования посредством опоры на базовые представления патопсихологии, психологии личности, психотерапии, психологии общения и др.
2. Ознакомление студентов с этическими и деонтологическими аспектами консультативной деятельности психолога.
3. Обучение методам ведения консультативной беседы и обобщения опыта работы с клиентами, полученного в процессе консультативных встреч.
Идея курса заключается в том, что психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убеждении: каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми своими жизненными неурядицами. Психолог-консультант - всего лишь тот человек, который помогает клиенту быть достоверным и верно определить реальность. При этом решение остаётся за клиентом.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы консультативной психологии» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра. Данный курс носит практико-ориентированный характер и построен таким образом, чтобы сформировать у студента умения и практические навыки проведения психологического консультирования, а также овладеть основными техниками консультирования.
Данная дисциплина должна опираться на базовые знания, полученные студентами при изучении школьного курса биологии, анатомии, химии и является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Специальная психология», «Организационная психология».
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
Универсальные компетенции:
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК-1).
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).
Общепрофессиональные компетенции:
Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики (ОПК – 3).
Профессиональные компетенции:
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК-2).
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК-4).
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы (ПК-6).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
УК – 1 . Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач. |
Знать: методики поиска, сбора и обработки информации; - актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; - метод системного анализа. Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; - осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; - применять системный подход для решения поставленных задач. Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; - методикой системного подхода для решения поставленных задач |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения |
ОПК – 3. Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики. |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях. Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях. Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования. |
ПК-2 Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию |
Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)
Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести делопроизводство и служебную переписку. Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе Групповое и индивидуальное консультирование клиентов Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
|
ПК-4 Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) |
Знать: Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.) Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.) Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.) Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными Уметь: Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам Владеть: Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.) Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
ПК-6 Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
Знать: Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы Социальная психология, психология малых групп Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды Современные направления молодежных движений Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды Психология кризисных состояний, рискология Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты Документоведение Уметь: Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах Создавать наглядные материалы для психологического просвещения Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами Вести документацию и служебную переписку Владеть: Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.) Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования Учет проведенных работ |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, консультативные занятия – 48 часов, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 6 часов.
Очно-заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем -на лекционные занятия 16 часов, практические занятия 20 часов, консультативные занятия – 48часов, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 24 часа.