Основы арттерапии
«ОСНОВЫ АРТТЕРАПИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы арттерапии» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области арттерапии, знакомство с теорией и историей создания арттерапевтических направлений, овладение приемами и техниками арттерапии.
В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
- формирование знаний об основных понятиях и теориях арттерапии;
- изучение основных методов арттерапии;
- изучение арттерапевтических направлений;
- знакомство с основными принципами и путями терапевтической работы в арттерапии;
- формирование навыков диагностики проблематики клиента в арттерапии;
- развитие способности строить терапевтическую стратегию в работе с клиентом в арттерапии;
- знакомство с основными техниками работы с клиентами в арттерапии;
- формирование умения органично вплетать арттерапевтические приемы в общую канву психокоррекционной и психотерапевтической работы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы арттерапии» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.8.2).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ОК-6;
- способностью к самоорганизации и самообразованию ОК-7;
- способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности ПК-1;
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий ПК-3;
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ПК-4.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ОК-6
|
Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях |
|
Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатии; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовностью к поддержке людей |
|
способностью к самоорганизации и самообразованию ОК-7
|
Знать: средства и приемы анализа своей деятельности; называть методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и раскрывать их содержание; раскрывать основные характеристики оптимальной деятельности и психического состояния научно-методические основы и особенности самообразования |
Уметь: проводить последовательный и критичный анализ собственной деятельности; применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний и психической деятельности применять методы самообразования на практике |
|
Формируемые навыки: навыками анализа своей деятельности; умениями самостоятельно применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния, полученными знаниями и навыками в процессе самообразования на протяжении всей профессиональной жизни |
|
способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1) |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков |
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3)
|
Знать: стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи |
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ( ПК-4) |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 24 часа, практические занятия 78 часов, форма контроля – дифференцированный зачет.
Самостоятельная работа 42 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 8 часов, практические занятия 18 часов, форма контроля –дифференцированный зачет – 4 часа.
Самостоятельная работа 114 часов.