Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Общий психологический практикум

«ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Общепсихологический практикум» является формирования и развитие у студентов фундаментальных общепсихологических знаний, навыков, умений через общие экспериментально-психологические методы, которые составляют основу профессионального опыта психолога.

В ходе освоения программы предполагается решение следующих задач:

1) освоение основных методов исследования в психологии и процедур получения и описания эмпирических данных;

2) овладение способами обработки и представления данных, анализа результатов, планирования эмпирических исследований;

3) знакомство с различными вариантами метода наблюдения в психологии: овладение навыками ведения, обработки и интерпретации протоколов наблюдения;

4) знакомство с различными вариантами метода беседы в психологии: овладение навыками ведения беседы, подготовки и проведения стандартизированных опросов и интервью;

5) знакомство с основными методами психологических измерений: практическое освоение методов одномерного и многомерного шкалирования;

6) знакомство с различными вариантами исследований в психологии: овладение навыками планирования и проведения типовых исследовательских схем, обработки и анализа полученных результатов.

В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:

в практической деятельности:

способностью и готовностью к: отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к: участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Общепсихологический практикум» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование универсальных,  общепрофессиональных и профессиональных компетенций

 

Общепрофессиональные компетенции:

Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам. (ОПК – 6).

 

Профессиональные компетенции:

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК-2).

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы (ПК-6).

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК-7).

 

 

Наименование и код компетенции

(Результаты освоения программы бакалавриата)

Индикатор достижения компетенций

Составляющие результатов освоения

Показатели оценивания (знания, умения, навыки)

 

ОПК – 6. Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам.

 

Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии в современном обществе, профессиональных рисков в различных видах деятельности, стимулирования интереса к психологическим знаниям;

Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков;

Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков, стимулирования интереса к психологическим знаниям.

ПК-2 Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

 

Знать:

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)

Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

 

Уметь:

Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи

Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов

Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм

Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации

Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения

Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию

Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач

Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов

Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе

Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов

Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

Вести делопроизводство и служебную переписку.

Владеть:                    

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов

Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.

ПК-6 Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

Знать:

Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

Социальная психология, психология малых групп

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

Современные направления молодежных движений

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Психология кризисных состояний, рискология

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Документоведение

Уметь:

Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения

Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы

Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций

Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг

Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах

Создавать наглядные материалы для психологического просвещения

Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения

Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

Вести документацию и служебную переписку

Владеть:

Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения

Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими

Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи

Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.)

Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования

Учет проведенных работ

ПК-7. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

 

 

Знать:

Современные теории и методы консультирования.

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития.

Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

Содержание рабты межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о спосбах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

Трудовое законодатеьство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Уметь:

Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и семье.

Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Владеть:

Консультирование обучающихся по  проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

 

Очная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц (468 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекции - 22часа, лабораторные работы 206 часа, практическая работа - 34 часа, консультативная работа - 94 часа, форма контроля – зачет (12 часов).

Самостоятельная работа 100 часов.

 

Очно-заочная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц (468 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лабораторные работы - 78 часов, консультативная работа - 72 часа, форма контроля – зачет (12часов).

Самостоятельная работа 306 часов. 

 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X