Общий психологический практикум
«ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общепсихологический практикум» является формирования и развитие у студентов фундаментальных общепсихологических знаний, навыков, умений через общие экспериментально-психологические методы, которые составляют основу профессионального опыта психолога.
В ходе освоения программы предполагается решение следующих задач:
1) освоение основных методов исследования в психологии и процедур получения и описания эмпирических данных;
2) овладение способами обработки и представления данных, анализа результатов, планирования эмпирических исследований;
3) знакомство с различными вариантами метода наблюдения в психологии: овладение навыками ведения, обработки и интерпретации протоколов наблюдения;
4) знакомство с различными вариантами метода беседы в психологии: овладение навыками ведения беседы, подготовки и проведения стандартизированных опросов и интервью;
5) знакомство с основными методами психологических измерений: практическое освоение методов одномерного и многомерного шкалирования;
6) знакомство с различными вариантами исследований в психологии: овладение навыками планирования и проведения типовых исследовательских схем, обработки и анализа полученных результатов.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
в практической деятельности:
способностью и готовностью к: отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к: участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Общепсихологический практикум» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций
Общепрофессиональные компетенции:
Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам. (ОПК – 6).
Профессиональные компетенции:
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК-2).
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы (ПК-6).
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК-7).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
ОПК – 6. Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам.
|
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии в современном обществе, профессиональных рисков в различных видах деятельности, стимулирования интереса к психологическим знаниям; Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков; Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков, стимулирования интереса к психологическим знаниям. |
ПК-2 Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
|
Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы) Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе) Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.) Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)
Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов Вести делопроизводство и служебную переписку. Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе Групповое и индивидуальное консультирование клиентов Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов. |
ПК-6 Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
Знать: Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы Социальная психология, психология малых групп Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды Современные направления молодежных движений Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды Психология кризисных состояний, рискология Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты Документоведение Уметь: Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах Создавать наглядные материалы для психологического просвещения Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами Вести документацию и служебную переписку Владеть: Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.) Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования Учет проведенных работ |
ПК-7. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
|
Знать: Современные теории и методы консультирования. Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития. Этические нормы организации и проведения консультативной работы. Содержание рабты межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о спосбах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Трудовое законодатеьство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Уметь: Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и семье. Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности. Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Владеть: Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц (468 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекции - 22часа, лабораторные работы 206 часа, практическая работа - 34 часа, консультативная работа - 94 часа, форма контроля – зачет (12 часов).
Самостоятельная работа 100 часов.
Очно-заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц (468 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лабораторные работы - 78 часов, консультативная работа - 72 часа, форма контроля – зачет (12часов).
Самостоятельная работа 306 часов.