Общий психологический практикум
«ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общепсихологический практикум» является формирования и развитие у студентов фундаментальных общепсихологических знаний, навыков, умений через общие экспериментально-психологические методы, которые составляют основу профессионального опыта психолога.
В ходе освоения программы предполагается решение следующих задач:
- освоение основных методов исследования в психологии и процедур получения и описания эмпирических данных;
- овладение способами обработки и представления данных, анализа результатов, планирования эмпирических исследований;
- знакомство с различными вариантами метода наблюдения в психологии: овладение навыками ведения, обработки и интерпретации протоколов наблюдения;
- знакомство с различными вариантами метода беседы в психологии: овладение навыками ведения беседы, подготовки и проведения стандартизированных опросов и интервью;
- знакомство с основными методами психологических измерений: практическое освоение методов одномерного и многомерного шкалирования;
- знакомство с различными вариантами исследований в психологии: овладение навыками планирования и проведения типовых исследовательских схем, обработки и анализа полученных результатов.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;
- к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
- проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к:
- реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп;
- анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Общепсихологический практикум» относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б1.Б.33).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции:
в практической деятельности:
способностью и готовностью:
- к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
- к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью и готовностью:
- к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
- к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2); |
Знать: системы категорий и методов психологической науки; способы и стратегии решения профессиональных задач; системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; основные уровни методологии научного исследования, типы научного исследования; закономерности и механизмы поведения, обусловленные особенностями психической деятельности человека в значимых ситуациях. |
Уметь:на основе самостоятельно проанализированного материала по теме и исходных данных формулировать конечную цель психологического воздействия; структурировать профессиональные задачи, последовательность и пути их решения, основываясь системой психологических категорий и методов; анализировать психологические ситуации и находить способы их разрешения; определять цели и задачи психологического исследования, предмет и объект психологического исследования; применять методики проведения психологического исследования в каждой конкретной ситуации; применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения. |
|
Формируемые навыки:владение способами применения полученных знаний и навыков в процессе психологического консультирования и решения психологических проблем клиента; владение общим представлением о целях, задачах и теоретических основах психологии; владение навыками организации и проведения психологического исследования. |
|
Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5); |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
|
Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7); |
Знать: специфику проведения психологических исследований |
Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
|
Способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8); |
Знать: особенности проведения стандартного прикладного исследования |
Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (288 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лабораторные работы 184 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 104 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (288 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лабораторные работы 32 часа, форма контроля – зачет- 4 часа.
Самостоятельная работа 244 часа.