Общая психология
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общая психология» являются:
- дать представление студентам об основных закономерностях возникновения и формирования субъективной, психической реальности;
- показать место психологических знаний в системе знаний других дисциплин;
- сформировать у студентов способности видеть психическую реальность;
- показать возможности и общие принципы эффективного взаимодействия с другими людьми;
- помочь сформировать собственную личностную позицию по отношению к миру в целом;
- показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых представителями различных специальностей в целях построения гуманистического общества;
- дать психологические знания как основу, базу для будущей практической деятельности.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- обучение студентов приемам эффективной работы с учебной и научной литературой;
- обучение студентов учиться, сформировать умение самостоятельно находить необходимые знания;
- обучение студентов системному видению любой научной дисциплины;
- формирование у студентов сложную формальную и неформальную познавательную деятельность.
- обучение студентов методике эффективного взаимодействия с другими людьми.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Общая психология» относится к базовой части (Б1.Б.14).
Курс «Общая психология» является составной и неотъемлемой частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение курса «Общая психология» является базовым курсом при изучении психологических дисциплин, на нём основываются следующие курсы «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология» и другие.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Общекультурных компетенций:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
Профессиональных компетенции:
- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
- способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
- способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми Формируемые навыки: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); |
Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей; Уметь: формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях; Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей. |
Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2) |
Знать: стандартные психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных, методы интерпретации полученных данных Уметь: отбирать и применять психодиагностические методики адекватно целям, ситуации и контингенту респондентов, проводить математико-статистическую обработку полученных данных и интерпретировать их Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе психодиагностического изучения личности, математико-статистической обработки и интерпретации полученных данных. |
Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6) |
Знать: особенности постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога Уметь: ставить задачи проведения научно-исследовательского и практического исследования в профессиональной деятельности Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
Способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8) |
Знать: особенности проведения стандартного прикладного исследования Уметь: проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
Очная форма обучения
Объём дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет восемь зачетных единиц (288 часов), в т.ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 40 часов, практические занятия – 62 часа, предусмотрено выполнение курсовой работы, сдача зачета и экзамена - 36 часов.
Самостоятельная работа – 150 часов.
Заочная форма обучения
Объём дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 10 часов, практические занятия 18 часов, формы контроля – зачет- 4 часа, экзамен- 9 часов.
Самостоятельная работа 247 часов.