Общая психология
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общая психология» являются:
- дать представление студентам об основных закономерностях возникновения и формирования субъективной, психической реальности;
- показать место психологических знаний в системе знаний других дисциплин;
- сформировать у студентов способности видеть психическую реальность;
- показать возможности и общие принципы эффективного взаимодействия с другими людьми;
- помочь сформировать собственную личностную позицию по отношению к миру в целом;
- показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых представителями различных специальностей в целях построения гуманистического общества;
- дать психологические знания как основу, базу для будущей практической деятельности.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- обучение студентов приемам эффективной работы с учебной и научной литературой;
- обучение студентов учиться, сформировать умение самостоятельно находить необходимые знания;
- обучение студентов системному видению любой научной дисциплины;
- формирование у студентов сложную формальную и неформальную познавательную деятельность.
- обучение студентов методике эффективного взаимодействия с другими людьми.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Общая психология» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
Курс «Общая психология» является составной и неотъемлемой частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение курса «Общая психология» является базовым курсом при изучении психологических дисциплин, на нём основываются следующие курсы «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология» и другие.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Универсальных компетенций:
- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК – 1);
Общепрофессиональных компетенций:
- Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии (ОПК -1);
Профессиональных компетенции:
- Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК – 1) |
Знать: методики поиска, сбора и обработки информации; - актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; - метод системного анализа. Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; - осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; - применять системный подход для решения поставленных задач. Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; - методикой системного подхода для решения поставленных задач |
Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии (ОПК -1) |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми; самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе. Владеть: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества; владеть практическими навыками и применять знания в процессе участия в совершенствовании и развитии |
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4) |
Знать: Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.) Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.) Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.) Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными Уметь: Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам Владеть: Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.) Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Общая психология» составляет 13 зачетных единиц (468 часов), в т.ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 90 часов, практические занятия – 120 часов; консультативные занятия 104 часа, предусмотрено выполнение курсовой работы, сдача зачета – 4 часа и экзамена - 36 часов.
Самостоятельная работа – 114 часов.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц, 468 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 36 часа, практические занятия 48 часов, консультативная работа 104 часа, формы контроля – зачет 4 часа и экзамен- 36 часов, предусмотрено выполнение курсовой работы.
Самостоятельная работа 240 часов.