Методологические основы психологии
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
1.Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Методологические основы психологии» - дать студентам обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления.
Задачи курса:
- Раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии.
- Сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;
- Раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Методологические основы психологии» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций
Общепрофессиональные компетенции:
Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры (ОПК – 8).
Профессиональные компетенции:
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК-4).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
ОПК – 8. Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры. |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями; Владеть: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями. |
ПК-4 Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) |
Знать: Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.) Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.) Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.) Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными Уметь: Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам Владеть: Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.) Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,72 часа, в том числе контактная работа с преподавателем - 14 ч. лекции, 20 ч. семинары; форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа – 34 часа.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе контактная работа с преподавателем - 8 ч. лекции, 10 ч. практических занятий, 10ч. консультаций, зачет (4).
Самостоятельная работа – 40часа.