Вопросы к зачету
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Методика преподавания психологии»
- Основные тенденции современного психологического образования в мире.
- Роль и место психологии в современной системе обучения и воспитания.
- Основные цели и функции изучения психологии в средних учебных заведениях.
- Предмет, задачи, содержание и структура курса ?Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях?
- Методика преподавания психологии как наука и как учебная дисциплина
- Связь методики преподавания психологии с педагогикой (дидактикой и теорией воспитания) и психологией как учебной дисциплиной.
- Содержание психологического образования: (документы, регламентирующие его)
- Отбор содержания по учебному курсу ?Психология?. Принципы отбора содержания. Подготовка преподавателя к занятиям.
- Учебная программа по психологии: принципы построения учебных программ.
- Общая характеристика принципов дидактики и особенности их реализации в методике преподавания психологии (принцип научности, наглядности, единства обучения и воспитания, связь теории с практикой и др.).
- Использование методов проблемного обучения в процессе преподавания психологии
- Формы организации обучения в преподавании психологии.
- Урок как основная форма организации обучения (типы уроков, этапы урока, анализ урока).
- Урок как общение
- Современные требования к уроку психологии.
- Особенности преподавания психологии в начальной школе
- Особенности преподавания психологии в 5 классе.
- Особенности преподавания психологии в 6 классе.
- Особенности преподавания психологии в 7 классе.
- Особенности преподавания психологии в 8 классе.
- Особенности преподавания психологии в 9 классе.
- Особенности преподавания психологии в 10 классе.
- Особенности преподавания психологии в 11 классе.
- Особенности преподавания психологии в средних специальных учебных заведениях.
- Основные этапы учебного занятия.
- Алгоритм создания ситуации успеха на учебном занятии.
- Способы стимулирования познавательной активности учащихся, студентов (содержание учебного материала, организация учебно-познавательной деятельности и общение педагога и учащегося (студента).
- Планирование учебного процесса. Календарно-тематический план работы преподавателя психологии. Конспект занятия по психологии.
- Классификация учебных задач по психологии. ( по Д.А. Толингеровой и В.Я. Ляудис)
- Методы обучения в преподавании психологии.
- Практические методы в преподавании психологии
- Наглядные методы в преподавании психологии
- Система средств обучения при изучении психологии.
- Активные методы обучения в преподавании психологии.
- Дискуссия как активный метод обучения (методика организации и управления дискуссией).
- Игра как активный метод обучения (методика организации и проведения).
- Тренинг как метод социально-психологического обучения (методика организации и проведения).
- Лекция как форма преподавания психологии: функции, виды
- Методика подготовки и проведения лекций по психологии.
- Семинар как форма преподавания психологии: функции, виды
- Методика подготовки и проведения семинаров по психологии
- Лабораторные занятия: функции, методика проведения.
- Самостоятельная работа учащихся: ее основные функции; работа с литературой, подготовка к занятиям.
- Внеаудиторная работа по психологии: ее задачи и место в процессе обучения.
- Контроль и его место в учебном процессе. Функции проверки и оценки знаний.
- Принципы проверки и оценки.
- Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии.
- Профессиональное общение преподавателя и аудитории (приемы аттракции, организация внимания, управление аудиторией).
- Основные функции преподавателя психологии.
- Современные требования к личности и профессиональной культуре преподавателя психологии.