Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Методика преподавания психологии

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является овладение студентами знаниями теоретических основ курса, формирование умений и навыков будущего психолога в области профессиональной педагогической деятельности в сфере психологического образования.

Задачи изучения дисциплины:

  • подготовить преподавателя психологии к деятельности, направленной на реализацию государственного образовательного стандарта;
  • научить студентов проектировать, разрабатывать и проводить образовательные мероприятия, связанные с преподаванием (уроки, лекции, семинары, практические занятия, консультации);
  • научить использовать современные технологии для выбора оптимальной стратегии преподавания  в зависимости от уровня подготовки обучаемых  и целей обучения;
  • подготовить к исследовательской работе по выявлению и разрешению проблем, связанных с преподаванием предметов психологического цикла; с воспитанием и развитием учащихся, с анализом общих и частных проблем преподавания;
  • сформировать у студентов гуманистические установки по отношению к субъектам педагогического процесса;
  • сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной деятельности: стиль педагогической деятельности, педагогические способности, стиль педагогического общения преподавателя психологии;
  • сформировать общие представления об образовательных  технологиях;
  • помочь приобрести необходимый минимум профессиональной и психолого-педагогической культуры;
  • научить анализировать в специальную литературу;
  • обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессиональной психологической  деятельности на основе знаний о принципах и закономерностях педагогического процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» относится к дисциплинам базовой части ООП (Б1.Б.42).

Место дисциплины в системе подготовки бакалавра обусловлено тем, что будущим специалистам необходимы не только психологические знания, но и умения организовывать  теоретические, научно-методические и практические исследования. Такой вид деятельности направлен на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, развития эмпатии, целеполагания, умения конструировать учебные занятия, анализировать результаты своей деятельности.

Знание технологий преподавания психологии  способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия в ситуации педагогического профессионального общения, навыков психологической просветительской деятельности.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Педагогика»,  «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология» , «Педагогическая психология» и служит основой для прохождения практики и успешной итоговой государственной аттестации.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

общепрофессиональных компетенций :

  • способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
  • способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
  • педагогическая деятельность:
  • способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
  • способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • способы задания цели обучения различным психологическим дисциплинам, существующие концепции построения содержания курса психологии и процесса усвоения с учетом возрастных особенностей учащихся;
  •  сущность и специфику профессиональной психолого-педагогической деятельности;
  • формы, методы и средства обучения;
  • методы контроля при обучении психологии;
  •  приемы планирования учебного процесса и подготовки преподавателя к занятиям по психологии; современные технологии обучения;

уметь:

  • формулировать цели обучения;
  • разрабатывать логику построения содержания обучения;
  • компоновать методы и средства обучения;
  • организовывать эффективный учебно-познавательный процесс;

владеть:

  • приемами организации научной, практической и методической профессиональной деятельности;
  • приемами моделирования и конструирования педагогической деятельности и познавательной деятельности учащихся;
  • навыками анализа собственной профессионально-педагогической деятельности и приемами ее коррекции

Результаты обучения
(компетенции ФГОС)

Составляющие результатов обучения

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей;
Уметь: формулировать  и анализировать проблемы восприятия личности другого; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях; 
Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей.

Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5)

Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях
Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования

Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7)

Знать: специфику проведения психологических исследований
Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии.

Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10)

Знать: принципы проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
Уметь: применять принципы проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
Формируемые навыки: владеть способностью и готовностью применять принципы проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий

Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12)

Знать: особенности просветительской деятельности и методов ее проведения
Уметь: проводить просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения просветительской деятельности среди населения

4. Объем дисциплины

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» составляет четыре зачетных единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия – 18 часов, практические занятия –54 часов, самостоятельная работа – 72 часа,

Заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы,144 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 4 часа, практические занятия 12 часов, самостоятельная работа 124 часа, форма контроля – зачет, 4 часа

Темы рефератов

Вопросы к зачету

 
 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X