Математическая статистика
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Математическая статистика» включен в блок дисциплин предметной подготовки (федеральный компонент) и обеспечивает компетентность будущего педагога-психолога в адекватном использовании измерительных процедур и применении математических методов для решения исследовательских, прикладных и практических задач.
Целью курса является формирование у студентов готовности к использованию измерительных процедур и применению математических методов в учебной и профессиональной деятельности. В частности, такая готовность включает в себя:
- понимание роли измерительных процедур и математических методов в психологических исследованиях, взаимосвязи количественных и качественных методов в гуманитарных исследованиях, положительное отношение к использованию математических методов;
- знание основных понятий теории измерений, теории вероятностей, математической статистики, классификации статистических гипотез и методов их проверки, конкретных методов статистического анализа и возможностей их применения в решении психологических задач.
Освоение содержание курса способствует развитию абстрактного мышления, а также таких качеств мышления как системность и логичность.
2. Место дисциплины «Математическая статистика» в структуре ОПОП.
Дисциплина «Математическая статистика» входит в раздел базовой части (Б1.Б.12.) учебного плана направления подготовки бакалавра 37.03.01 "Психология".
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
- Школьный курс математики;
- Математика;
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
- Методология и методы психолого-педагогических исследований;
- Психодиагностика.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
В результате освоения учебной дисциплины «Математическая статистика» обеспечивается формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1). |
Знать: закономерности и особенности развития современного информационного общества; осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; определять требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, особенности проведения библиографической и информационно-поисковой работы; правила оформления научных статей, отчетов, заключений |
Уметь: пользоваться средствами информационной безопасности; определять особенности развития современного информационного общества; бороться с опасностями и угрозами, возникающими в информационном обществе; определять требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, проводить библиографическую и информационно-поисковую работу; оформлять научные статьи, отчеты, заключения |
|
Формируемые навыки: владеть навыкамиопределения степени опасности и угрозы, возникающие в современном информационном обществе; предотвращения информационных угроз, в том числе защиты государственной тайны, приемами библиографической и информационно-поисковой работы; оформления научных статей, отчетов, заключений. |
|
Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2) |
Знать: стандартные психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных, методы интерпретации полученных данных категориально – понятийный аппарат, необходимый и достаточный для использования психологических знаний в исследовании; специфику психодиагностических методик и способы обработки данных и их интерпретаций. |
Уметь: определять и применять психодиагностические методики адекватно целям, ситуации и контингенту респондентов, проводить математико-статистическую обработку полученных данных и интерпретировать их |
|
Формируемые навыки: владеть навыками проведения психологических исследований и способами обработки данных в процессе психодиагностического изучения личности, математико-статистической обработки и интерпретации полученных данных |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем: лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем: лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часа, форма контроля – зачет 4 часа.
Самостоятельная работа 60 часов.