Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Личностно-ориентированное консультирование

«Личностно-ориентированное консультирование»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Личностно-ориентированное консультирование» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области личностно-ориентированного консультирования в общетеоретических, прикладных и научно – практических аспектах; формирование определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.

В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:

-          способствовать формированию основных категории консультативной психологии, теоретических подходов и принципов личностно-ориентированного психологического консультирования;

-          содействовать становлению системы основных понятий консультативной психологии;

-          выявить особенности структуры личностно-ориентированного консультирования;

-          способствовать формированию навыков грамотной постановки и решения исследовательских задач;

-          ознакомить с наиболее известными схемами личностно-ориентированного психологического консультирования в социально-психологической практике;

-          ознакомить с наиболее распространенными методами и методиками личностно-ориентированного консультирования, с основными схемами консультативной работы в психолого-педагогической и социально-психологической практике;

-          сформировать умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям консультативной психологии;

-          содействовать становлению этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для психолога.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Личностно-ориентированное консультирование» относится к Блоку 1 части, формируемой участниками образовательных отношений основной профессиональной образовательной программы бакалавра.

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК – 1);

- Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК – 5);

Общепрофессиональные компетенции:    

 

- Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования (ОПК -4);

-Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера  (ОПК -5).

Профессиональные компетенции:

- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2);

-  Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4);

- Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК -7).

Наименование и код компетенции

(Результаты освоения программы бакалавриата)

Индикатор достижения компетенций

Составляющие результатов освоения

Показатели оценивания (знания, умения, навыки)

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информаци, прменять системный подход для решения поставленных задач (УК – 1)

Знать: методики поиска, сбора и обработки информации; - актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; - метод системного анализа.

Уметь: применять методики поиска, сбора и обработки информации; - осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; - применять системный подход для решения поставленных задач.

Владеть: методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации; - методикой системного подхода для решения поставленных задач

Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК – 5)

Знать: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Уметь: понимать и воспринимать разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах

Владеть: простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социальном и историческом, этическом и философском контекстах; - навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования (ОПК -4)

Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической профессиональной и другим социальным группам;  особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях

Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи

Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи;владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека

Способен выполнять организационную и техническую работу в  реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера  (ОПК -5)

Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях и способы их диагностики; специфику проведения психологических исследований;

Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях; применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований.

Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования; владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию (ПК -2)

Знать: Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы); Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты; Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия); Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе); Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений

Психология зависимости, аддикций, девиантология; Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни; Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени); Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи); Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации; Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.); Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп; Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации; Основы психологического консультирования (виды, формы, методы); Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

Уметь: Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи; Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций; Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов; Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм; Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации; Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения; Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию; Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач; Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов; Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе; Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов; Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов; Вести делопроизводство и служебную переписку.

Владеть: Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников; Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе; Групповое и индивидуальное консультирование клиентов; Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации; Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов; Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов; Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях; Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) (ПК -4)

Знать: Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.); Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.); Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров; Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.); Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере; Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии; Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными

Уметь: Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг; Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере; Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок; Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере; Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности; Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов; Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам; Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере; Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере; Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам

Владеть: Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам; Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам; Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.); Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов; Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом; Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы; Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации; Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (ПК -7)

Знать: Современные теории и методы консультирования; Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития; Этические нормы организации и проведения консультативной работы; Содержание рабты межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о спосбах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Трудовое законодатеьство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка; Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности; Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Уметь: Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и семье; Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося; Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности; Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Владеть: Консультирование обучающихся по  проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;  Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам; Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам; Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся; Ведение профессиональной документации (планы работ, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

 

Очная форма обучения

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы (216 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 32 часа, практические занятия 74 часа, консультативные занятия 58 часов, форма контроля – дифференцированный зачет (зачет с оценкой – 4 часа).

Самостоятельная работа 48 часов.

 

 

Очно-заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов, в т. ч.  контактная работа обучающихся с преподавателем -лекционные занятия 18 часов, практические занятия 36 часов,  консультативная работа – 58часов, форма контроля – зачет с оценкой 4 часа.

Самостоятельная работа 100 часов

 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X