Личностно-ориентированное консультирование
«Личностно-ориентированное консультирование»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Личностно-ориентированное консультирование» являются формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области личностно-ориентированного консультирования в общетеоретических, прикладных и научно – практических аспектах; формирование определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.
В процессе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
- способствовать формированию основных категории консультативной психологии, теоретических подходов и принципов личностно-ориентированного психологического консультирования;
- содействовать становлению системы основных понятий консультативной психологии;
- выявить особенности структуры личностно-ориентированного консультирования;
- способствовать формированию навыков грамотной постановки и решения исследовательских задач;
- ознакомить с наиболее известными схемами личностно-ориентированного психологического консультирования в социально-психологической практике;
- ознакомить с наиболее распространенными методами и методиками личностно-ориентированного консультирования, с основными схемами консультативной работы в психолого-педагогической и социально-психологической практике;
- сформировать умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям консультативной психологии;
- содействовать становлению этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для психолога.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Личностно-ориентированное консультирование» относится к обязательным дисциплинам вариативной части (Б3.В.ОД.17).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
способность и готовность к следующим видам профессиональной деятельности:
- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
- способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные понятия и общую характеристику личностно-ориентированного консультирования,
- общие принципы психологического консультирования,
- различные подходы в личностно-ориентированном консультировании;
- принципы подбора техник для работы с клиентами;
уметь:
- диагностировать проблематику клиента;
- выстраивать взаимодействия «консультант - клиент» в консультативной ситуации;
- подбирать методы и техники работы, применяя методики, адекватные клиентскому запросу;
владеть:
- приемами интерпретирования и анализа консультативного опыта в области личностно-ориентированного направления;
- навыками организации структуры и содержания консультативной работы с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3). |
Знать: стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации |
Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи |
|
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4). |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
|
Способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5). |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
|
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
Способность к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14) |
Знать: особенности проведения интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья в трудовых коллективах |
Уметь: реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья в трудовых коллективах |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья в трудовых коллективах |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 18 часов, практические занятия 54 часа, форма контроля – дифференцированный зачет (зачет с оценкой).
Самостоятельная работа 72 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем -лекционные занятия 8 часов, практические занятия 18 часов, форма контроля – зачет с оценкой 4 часа.
Самостоятельная работа 114 часов