Культурология
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целями освоения учебной дисциплины «Культурология» являются развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности углубленного изучения современного культурологического знания; углубленное изучение функций культуры, проблем ее структуры и динамики, анализ основных школ и направлений в теории культуры, изучение важнейших этапов истории мировой культуры.
Изучение культурологии в системе высшего образования имеет целью совместно с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами помочь студенту в деле самостоятельной выработки мировоззренческих ориентиров, ценностных установок, общекультурной самоидентификации. Основы культурологического знания предполагают развить творческие способности человека в современной жизни, повлиять на развитие его духовно-нравственных начал и показать путь к совершенствованию в профессиональной деятельности.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих задач:
- формирование общекультурных компетенций посредством освоения дисциплины культурология;
- изучение предмета культурологии, основных школ и направлений, понятий, а также их применения в профессиональной деятельности;
- изучение мировоззренческих и методологических основ современного культурологического знания, роли культурологии в формировании ценностных ориентиров в том числе в профессиональной деятельности;
- понимание особенностей развития культуры ХХ – ХI вв., ее основных противоречий, ценностей и проблем;
- ориентация в истории культуры России, понимание её места и значения в системе мировой цивилизации.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Культурология» относится дисциплинам базовой части (Б1.Б5).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных компетенций.
Общекультурные компетенции
Способность и готовность к:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК – 6).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии |
|
Формируемые навыки: владеть основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии |
|
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) |
Знать: гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии |
Уметь: самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе |
|
Формируемые навыки: владеть практическими навыками и применять знания в процессе участия в совершенствовании и развитии общества |
|
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) |
Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей с учетом их конфессиональных и культурных различий |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; учитывать факторы, связанные с этноконфессиональными и культурными различиями; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях |
|
Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей с учетом их этноконфессиональных и культурных особенностей |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов,, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, на практические занятия 4 часа, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 60 часов.