Конфликтология
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения курса – формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих освоение и осознание теоретических знаний о феномене конфликта, его структуре и динамике, развить навыки по управлению и разрешению конфликтных ситуаций.
В результате освоения дисциплины студент способен решать следующие профессиональные задачи:
- анализировать факты, связанные с явлением конфликта, его природой, структурой и динамикой;
- ориентироваться в выборе эффективных средств разрешения конфликтов в сфере межличностного, группового и межгруппового взаимодействия;
- прогнозировать результаты последствий конфликтов, определять методы их предупреждения и разрешения;
- ориентироваться в направлениях и результатах исследований организационных конфликтов и способов управления ими;
- анализировать и разрабатывать модели переговоров;
- организовывать эффективное взаимодействие между участниками переговорного процесса;
- оперировать системой информационно-аналитических, диагностических, эмоционально-оценочных и практических суждений и навыков.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Конфликтология» относится к дисциплинам по выбору вариативной части ОПОП (Б1.В.ДВ. 5.2).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
профессиональных компетенций :
- способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
- способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия, используемые в рамках исследования конфликтов и переговоров; основные проблемы в управлении конфликтами и организации переговорного процесса; способы подготовки и настройки к переговорам и их оптимальному завершению;
- суть междисциплинарного исследования конфликтов и значение теоретического анализа для практики организации переговорного процесса и повышения эффективности принятия решений.
уметь:
- применять категориальный аппарат конфликтологии;
- выделять нарушения норм ведения переговоров (манипуляций, фальсификаций и т.д.); анализировать причины и последствия конфликтов;
- анализировать стратегии конфликтов и модели переговоров;
- оценивать свои сильные и слабые стороны как переговорщика;
- анализировать основные этапы переговорного процесса.
владеть:
- навыками ориентации в содержании и структуре конфликта;
- сведениями о современной системе приемов организации переговорного процесса;
- приемами и методами разрешения конфликтов;
- навыками применения теории о видах конфликтов и технологиях конструктивных переговоров для решения практических задач.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); |
Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей; Уметь: формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях; Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей. |
Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1) |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков |
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) |
Знать: стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи |
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями Формируемые навыки: владениеполученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Способность к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13) |
Знать: особенности работы с кадрами в трудовом коллективе Уметь: отбирать кадры и проводить с ними работу по созданию психологического климата в трудовом коллективе Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе работы по отбору кадров с целью создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Конфликтология» составляет четыре зачетных единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 22 часа, практические занятия – 32 часа, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 54 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы,144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 8 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – экзамен, 9 часов.
Самостоятельная работа 119 часов.