Концепции современного естествознания
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Развитие современной техногенной цивилизации выдвигает на первый план проблемы мировоззренческой ориентации человека. Новому, более высокому уровню развития техники и технологии производства должна соответствовать более высокая ступень развития человека и человеческого общества в их взаимодействии с природой.
Целью курса «Концепции современного естествознания» является формирование у студентов научного мировоззрения и осознание ими принципов и закономерностей развития природы. Речь идет о концептуальном усвоении основ в области физики, химии, биологии и других областях естествознания, а также о важнейших направлениях в развитии естествознания.Задачами курса являются:
- усвоение основных принципов и методов исследования, применяемых в естествознании;
- формирование у будущих специалистов в области гуманитарных наук естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение, основанное на синтезе гуманитарной и естественно-научной культуры;
- повышение общего кругозора, культуры мышления и формирование научного мировоззрения студента.
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
- владеть основами знаний в области концепций современного естествознания; уметь базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессе
- формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности;
- уметь использовать знания естественных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий;
- владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данными и использовать интернет-ресурсы.
- естественнонаучной методологией познания закономерностей развития объективного мира;
- формами и методами применения системного и синергетического подходов к анализу различных явлений и процессов действительности;
- навыками оценки и прогнозирования последствий взаимодействия общества и природы.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к базовой части естественнонаучного цикла (Б1. Б 5.).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностьк самоорганизации и самообразованию (ОК-8) |
Знать:основы знаний в области концепций современного естествознания; современное положение и специфику развития естественных наук, процессы взаимного влияния природы и общества и их закономерности, положения современной научной этики. |
Уметь:уметь базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессеформирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности; |
|
Формируемые навыки:использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данными и использовать интернет-ресурсы; определения направления развития естественных наук и практического использования полученных данных. |
4. Структура учебной дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 28 часов, практические занятия 14часов, самостоятельная работа 30 часов, форма контроля – зачет
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы (72 часа), в т. ч. на лекционные занятия 6 часов, практические занятия 2часов, самостоятельная работа 60 часов, форма контроля – зачет