Этнопсихология
«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Этнопсихология» представляет собой систематический курс интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках — от психологии до культура энтропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры. Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Цельюосвоения дисциплины «Этнопсихология» является формирование у студентов представления об этнопсихологии - междисциплинарной области знания, изучающей психологические особенности человека в единстве общечеловеческого и культурно-специфического, и на этой основе их подготовка к профессиональной деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни российского общества.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- ознакомление студентов с историей и современными достижениями в области этнопсихологии, теориями ведущих научных школ;
- углубление научного мировоззрения будущих психологов на основе междисциплинарного подхода, знакомства с концепциями смежных дисциплин (этнологии, лингвистики, социологии), помогающими избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;
- обучение студентов основным методам (исследовательским и методам воздействия), позволяющим диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;
- выработка у студентов профессионального отношения к сложным проблемам, происходящим в мульти культурном российском обществе, формирования у них умения применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;
- избавление студентов от предубеждений и негативных стереотипов, формирование толерантности к представителям других культур и народов
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Этнопсихология» относится к Блоку 1 обязательной части основной профессиональной образовательной программы бакалавра.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Универсальные компетенции:
- Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (УК -10);
Общепрофессиональные компетенции:
- Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК -7);
Профессиональные компетенции:
- Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы (ПК -6).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки) |
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (УК -10) |
Знать: основы экономических и финансовых наук; - технологии, методы и методики проведения первичного анализа и систематизации документов и информации в экономической и финансовых сферах; - современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков; роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества; принципы и методы организации и управления малыми коллективами; |
Уметь: собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях экономики и финансов; - принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности; использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач; находить эффективные организационно-управленческие решения; самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики; |
|
Владеет: навыками экономического и финансового планирования своей деятельности; разработки и реализации комплекса мероприятий экономического и финансового характера; - принятия обоснованных экономических решений в различных областях жизнедеятельности; навыками принятия обоснованных экономических решений в различных областях жизнедеятельности |
|
Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией (ОПК -7) |
Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; особенности проведения стандартного прикладного исследования в определенной области психологии; |
Уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии; |
|
Владеет: владение основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик и навыками их применения в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
|
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы (ПК -6) |
Знать: Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы; Социальная психология, психология малых групп; Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания); Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи. Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды; Современные направления молодежных движений; Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды; Психология кризисных состояний, рискология; Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты; Документоведение |
Уметь: Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения; Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы; Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций; Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг; Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги); Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах; Создавать наглядные материалы для психологического просвещения; Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения; Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека; Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами; Вести документацию и служебную переписку; |
|
Владеет: Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы; Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения; Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими; Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи; Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);, Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг; Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи; Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования; Учет проведенных работ |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 18 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа 30 часов.
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 8 часов, практические занятия 10 часов, консультативные заняти – 10 часов, форма контроля – зачет 4 часа.
Самостоятельная работа 40 часов.