Демография (Менеджмент)
ДЕМОГРАФИЯ (направление менеджмент)
1. Цели освоения дисциплины «Демография»
Цель изучения курса «Демография» является сформировать у студентов целостное представление об особенностях и закономерностях демографического развития современного мира, особый «демографический» взгляд на народонаселение и факторы, определяющие его динамику, привить практические умения по изучению и характеристике региональных демографических процессов и структур. Актуальность исследования населения обусловлена его двойственным характером. Оно одновременно и объект и субъект управления, носитель и реализатор общественных интересов, важнейший экономический ресурс, созидатель и разрушитель цивилизации. Объективное течение демографических процессов оказывает сильнейшее влияние на характер функционирования и возможности развития всей социально-экономической системы страны, положения государства в мировой системе воспроизводства населения.
Население теснейшим образом взаимосвязано с экономикой.
Таким образом, трансформация российской социально-экономической системы во многом определяется демографической ситуацией в стране и в свою очередь сама оказывает влияние на население.
Биологическая и социально-экономическая сущность народонаселения вызывает необходимость его всестороннего изучения с привлечением многих наук.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- рассмотреть систему научных понятий, показателей, основные методы исследований в демографии, их специфические особенности;
- ознакомить студентов с современными демографическими концепциями, моделями демографического развития;
- выявить количественные и качественные характеристики основных демографических категорий и факторы, обусловливающие их динамику;
- показать необходимость изучения закономерностей демографических процессов и структур для целей осуществления региональной демографической политики;
- сформировать систему способов деятельности, определяющих научно обоснованную обработку, анализ, интерпретацию демографических показателей, а также умений прогнозировать тенденции демографического развития;
- развивать познавательную самостоятельность студентов-социологов менеджеров в овладении основами теоретических знаний и практических умений.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Дисциплина «Демография» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.10.1). Дисциплина «Демография» носит комплексный, межотраслевой характер и находится в неразрывной связи с такими дисциплинами как «Социология», «История», «Региональная экономика».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения профессиональной образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины «Демография» студент должен обладать следующими компетенциями:
Результаты обучения (компетенции ФГОС ВО) | Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-З); | Знать: –роль, функции и задачи демографии; –базовые понятия демографии и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; – демографические проблемы общества и государства на микро- и макроуровнях; –основные закономерности динамики населения и особенности их проявления в разных странах и регионах и на современном этапе; –основные показатели и методы демографического анализа и прогноза, способы моделирования демографических ситуаций; –современную демографическую ситуацию в мире и её динамику в странах разного типа, а также причины её изменения; –современную демографическую ситуацию в России, главные причины её обострения и возможности преодоления демографического кризиса. Уметь: –работать со статистической информацией по переписи населения; –анализировать демографическую политику государства и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; –самостоятельно анализировать демографические процессы и изменения в демографической ситуации, применяя изученные методики; –объяснять причины демографических изменений, роль разных факторов в этих сдвигах, выявлять их региональные различия; –прогнозировать развитие демографических процессов в мире и в странах и регионах разного типа; –пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, демографической и социальной статистикой, современными методами их обработки. Владеть: –методами формулирования и реализации стратегий демографической деятельности; – методами анализа и прогнозирования демографического роста населения России. |
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-l); |
Знать: –роль, функции и задачи демографии; –базовые понятия демографии и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; –демографические проблемы общества и государства на микро- и макроуровнях; –основные закономерности динамики населения и особенности их проявления в разных странах и регионах и на современном этапе; –основные показатели и методы демографического анализа и прогноза, способы моделирования демографических ситуаций; –современную демографическую ситуацию в мире и её динамику в странах разного типа, а также причины её изменения; –современную демографическую ситуацию в России, главные причины её обострения и возможности преодоления демографического кризиса. Уметь: – работать со статистической информацией по переписи населения; –анализировать демографическую политику государства и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; –самостоятельно анализировать демографические процессы и изменения в демографической ситуации, применяя изученные методики; –объяснять причины демографических изменений, роль разных факторов в этих сдвигах, выявлять их региональные различия; –прогнозировать развитие демографических процессов в мире и в странах и регионах разного типа; –пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, демографической и социальной статистикой, современными методами их обработки. Владеть: –методами формулирования и реализации стратегий демографической деятельности; –методами анализа и прогнозирования демографического роста населения России. |
4. Объем дисциплины «Демография»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекции - 16, практические занятия – 34, трудоемкость экзамена составляет 36 часов. Самостоятельная работа - 58 часов.
5. Объем дисциплины «Демография»
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Демография» составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекции - 6 часов, практические занятия – 8 часов, в т. ч. трудоемкость экзамена – 9 часов. Самостоятельная работа 121 час.