Деловое общение (Экономика)
Деловое общение
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения курса - формирование у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий эффективной профессиональной деятельности и поведения, таких как конкурентоспособность, коммуникабельность, представительность, презентабельность, уверенность в себе, своих силах. В качестве неотъемлемых компонентов культуры деловых отношений выступают такие, как: овладение способами межличностного общения в деловой коммуникации; усвоение этических норм и принципов делового общения; приобретение навыков успешного построения деловых отношений. Основными задачами изучения дисциплины являются: овладение основными теоретическими положениями психологии деловых отношений; освоение эффективных приемов осуществления вербальной и невербальной коммуникации с деловыми партнерами; формирование умений определять важнейшие психологические характеристики партнера и составлять его объективный психологический портрет; формирование знаний о выборе оптимальной коммуникативной стратегии в деловых переговорах; развитие умений применять в деловых ситуациях основные этические принципы делового общения и этикета.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Деловое общение» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ2.1)
Приступая к изучению дисциплины «Деловое общение» студент должен знать:содержание понятий: общение, личность, индивид, индивидуальность, общество, группа, обладать теоретическими знаниями об основах социальной коммуникации, видах СМИ. Студент должен уметь: проводить обобщение, анализировать и систематизировать научную литературу. Студент должен владеть: навыками обработки информации, получаемой в результате проведения исследований
Изучению дисциплины предшествует усвоение знаний о человеке и обществе, социальных и исторических процессах и явлениях.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций: ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОПК-4, а именно:
общекультурных компетенций:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
- способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);
- основные понятия психологии деловых отношений; способы управления деловыми отношениями; стратегию и тактику делового общения; психологические типы собеседника;
- эффективные техники делового общения в процессе деловой беседы, групповой дискуссии, публичного выступления, презентации;
- структуру, динамику протекания и способы разрешения конфликтов;
- национальные особенности психологии и этики деловых отношений.
- разрабатывать структуру и содержание делового общения;
- организовывать деловые контакты;
- применять методы и способы познания себя и других людей;
- распознавать внутреннее состояние собеседника по вербальным и невербальным сигналам;
- применять психологические приемы воздействия на собеседника;
- не только адаптироваться в определенной ситуации, но и адаптировать ситуацию к своим интересам;
- критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития коммуникативной компетентности;
- разрешать конфликтные ситуации;
- формировать благоприятный социально-психологический климат деловых контактов.
- базовыми понятиями психологии деловых отношений;
- методикой формирования имиджа делового человека;
- психологическими приемами воздействия;
- технологией ведения деловых переговоров;
- правилами современного делового этикета;
- коммуникабельностью;
- основами современных технологий по связям с общественностью;
- основами психологии личности;
- психологии коллектива;
- конфликтологии.
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); |
Знать: русский язык, его функции как средства формирования и трансляции мысли, обладать грамотной литературной речью и нормами русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров. Знать иностранный язык для осуществления межличностного общения в профессиональной деятельности; основные значения изученных лексических единиц, используемых в ситуациях иноязычного общения в профессиональной сфере деятельности; основные грамматические явления и структуры, используемые в устном и письменном общении; межкультурные различия, культурные традиции и реалии, культурное наследие своей страны и страны изучаемого языка. |
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5) |
Знать: принципы и методы организации и управления малыми коллективами; основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в экономической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности экономиста; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, его основные нормы и функции; осознание социальной значимости своей будущей профессии; понимание надпрофессиональных связей, осознание роли религии в истории и современной духовной жизни общества. |
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); |
Знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности. |
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4). |
Знать: сущность управленческой деятельности в условиях рыночной экономики; содержание принципов управления организациями, современные направления в развитии организационных форм; содержание общих функций управления и требования, предъявляемые к менеджерам в условиях рыночной экономики; методы анализа и выбора варианта управленческих решений; основы мотивации труда персонала в организации; принципы построения и виды структур управления организациями. |
4. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 18 часов, практические занятия 16 часов, форма контроля –зачет.
Самостоятельная работа 74 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 6 часов, форма контроля зачет 4 часа.
Самостоятельная работа 94 часа.