Антропология
«АНТРОПОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целиосвоения дисциплины –ознакомление студентов с ведущими тенденциями в развитии эволюционной (физической) антропологии, с широким кругом вопросов интегрального антропологического знания, знание закономерностей антропологии дает возможность получить представление об основных подходах к целостному постижению человека, сложившихся в истории науки и культуры и позволяет на комплексной основе решать задачи междисциплинарного характера, способствует формированию правильного отношения будущих психологов к различным индивидуальным вариантам поведения, обусловленных принадлежностью к конкретной расе, этносу, культуре и т.д.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач: сформировать общего представления о предмете физической (классической) антропологии; ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии; изучить эволюционные пути человека как представителя биологического вида; получить теоретические знания о процессе перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным; понять основные подходы в изучении расовых процессов; овладеть навыками творческого анализа психологических проблем на основе представления о человеке как биосоциальном существе; достичь более глубокого понимания взаимосвязей между индивидом, обществом и культурой на основе междисциплинарного подхода.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Антропология» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.32).
Приступая к изучению дисциплины «Антропология» студент должен знать:общие концепции развития человека; влияние культурных ценностей на формирование социальных и отношений; естественно-эволюционные теории; понятия «личность и общество», «социальные группы»; ролевые теории личности и социальные связи; о особенностях процесса социализации личности, формах регуляции и саморегуляции социального поведения.
Студент должен уметь:ориентироваться в общественных проблемах; обрабатывать данные и делать выводы; анализировать факторы социального изменения и развития. Студент должен владеть: терминологией; навыками работы с людьми; анализа ситуационных мероприятий и отношений; исследовательской работы с различными группами населения, разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение дисциплины «Антропология» должно способствовать формированию у студентов гуманистического мировоззрения.
Учебно-методический комплекс «Антропология» составлен с учетом межпредметных связей с такими дисциплинами, как психология, философия, КСЕ, иностранный язык, профессиональная этика, что позволяет студентам более глубоко вникнуть в каждую из изучаемых тем и рассмотреть ту или иную общественную проблему с разных точек зрения и в разных плоскостях.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Антропология» обеспечивается формирование общекультурных компетенций:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).
В результате изучения дисциплины «Антропология» студент должен знать: основные законы и закономерности развития человека; основные стадии эволюции человека, особенности каждой стадии, морфологические, биологические и социальные особенности ранних антропоидов. Особенности биологии современного человека, как представителя отряда приматов. Возрастные особенности организма человека, основные свойства роста и развития организма, специфику психического развития, полового созревания. Основные характеристики рас, конституционное разнообразие человека, биосоциальную сущность человека.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: проводить элементарные антропологические исследования, определять морфологические особенности на различных стадиях эволюции человека, типы конституций, определять биологический возраст.
В результате изучения дисциплины «Антропология» студент должен владеть: терминологией; навыками работы с людьми; проводить самостоятельно наблюдения и практические работы по антропологии.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1). |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и философии |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми |
|
Формируемые навыки: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и философии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
|
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2). |
Знать: гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии |
Уметь: самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе |
|
Формируемые навыки: владеть практическими навыками и применять знания в процессе участия в совершенствовании и развитии общества |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Антропология» составляет четыре зачетных единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 22 часа, практические занятия – 32 часа, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 54 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – экзамен, 9 часов.
Самостоятельная работа 121 часов.