Анатомия центральной нервной системы
«АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения курса «Анатомия центральной нервной системы» является:
- введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике;
- формирование умений использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма;
- становление знаний об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур, естественном происхождении психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- сформировать понятие об организме как открытой биологической системе, об иерархии составляющих ее уровней;
- выявить роль нервной системы, которая наряду с эндокринной является системой интеграции, управления и регуляции функционирования организма;
- ознакомиться с основными типами нервной системы;
- изучить структурную организацию нервной ткани и специфичность строения нейрона;
- исследовать основные отделы нервной системы, строение спинного и головного мозга, их функциональную значимость;
- сформировать представление о проводящих путях головного и спинного мозга;
- изучить строение периферической нервной системы – черепных и спинномозговых нервов,
- овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения практических работ.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) относится к обязательной части Блока 1 основной профессиональной образовательной программы бакалавра. Она способствует пониманию целостности организма человека как живой открытой биологической системы, роли нервной системы в процессах жизнедеятельности человека, строения нервной системы человека и ее отделов – центрального и периферического, закономерностей филогенеза нервной системы, последовательности развития основных структур спинного и головного мозга в онтогенезе, неразрывной связи между строением и функцией изучаемых анатомических систем. В состав курса включены разделы по центральной нервной системе, черепно-мозговым нервам, вегетативной нервной системе.
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии развития, зоопсихологии и сравнительной психологии.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
Общепрофессинальные компетенции;
- Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований (ОПК -2).
Наименование и код компетенции (Результаты освоения программы бакалавриата) |
Индикатор достижения компетенций Составляющие результатов освоения Показатели оценивания (знания, умения, навыки)
|
ОПК – 2.Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований.
|
Знать: особенности постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога; Уметь: ставить задачи проведения научно-исследовательского и практического исследования в профессиональной деятельности; Владеть: владеть полученными знаниями и навыками в процессе постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» составляет 4 зачетных единицы (144 часов), в т.ч. контактная работа с преподавателем: лекционные занятия – 22 часа, практические занятия – 32 часов, консультирование – 32 часа трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 22 часов
Очно-заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем: лекционные занятия 10 часов, практические занятия 18часов, консультации – 40, форма контроля – экзамен, 36часов
Самостоятельная работа 40 часов