Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт" АНО ВО "Волгоградский гуманитарный институт"
Автономная
некоммерческая организация
высшего образования
«Волгоградский гуманитарный институт»
Объявления! 
Всё о ВгГИ 

Анатомия центральной нервной системы

«АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Целью изучения курса «Анатомия ЦНС» является:

  • введение студентов в систему  понятий  о строении  и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах,  их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике;
  • формирование умений использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной  системы, которые тесно связаны с процессами созревания,  развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и  онтогенезом организма;
  • становление знаний об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур,  естественном происхождении психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.

В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:

  • сформировать понятие об организме как открытой биологической системе, об иерархии составляющих ее уровней;
  • выявить роль нервной системы, которая наряду с эндокринной является системой интеграции, управления и регуляции функционирования организма;
  • ознакомиться с основными типами нервной системы;
  •  изучить структурную организацию нервной ткани и специфичность строения нейрона;
  • исследовать основные отделы нервной системы, строение спинного и головного мозга, их функциональную значимость;
  • сформировать представление о проводящих путях головного и спинного мозга;
  • изучить строение периферической нервной системы – черепных и спинномозговых нервов,
  • овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения  практических  работ.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) – является дисциплиной базовой части (Б1.Б.9), которая  способствует пониманию целостности организма человека как живой открытой биологической системы, роли нервной системы в процессах жизнедеятельности человека, строения нервной системы человека и ее отделов – центрального и периферического, закономерностей филогенеза нервной системы, последовательности развития основных структур спинного и головного мозга в онтогенезе, неразрывной связи между строением и функцией изучаемых анатомических систем. В состав курса включены разделы по центральной нервной системе, черепно-мозговым нервам, вегетативной нервной системе.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии развития, зоопсихологии и сравнительной психологии.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:

прорфессиональных компетенций:

  • способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другими социальными группами (ПК - 4);
  • способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК -5);
  • способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными способностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК - 9).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • предмет и задачи дисциплины «Анатомия центральной нервной системы (ЦНС)»; современные научные основы исследования анатомии центральной нервной системы человека на цитологическом, гистологическом и морфо-функциональном уровнях; основные понятия  и терминологию в области анатомии, цитологии, гистологии и эмбриологии ЦНС;
  • общий план строения и функционирования ЦНС, соматической и вегетативной нервной системы по отделам;
  • общий план строения спинного и головного мозга человека;
  • общий план строения и функционирования органов чувств человека (сенсорных систем); общие и специальные сведения о материальной основе психической деятельности (ощущении, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении и речи, эмоциональной сфере и мотивации, а также о сложных формах индивидуально-приспособительного и социального поведения).

Уметь:

  • пользоваться анатомическими атласами, находить на анатомических моделях и изображениях детали строения спинного и головного мозга;
  •  определять топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов;
  • находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения органов чувств.

Владеть:

  • системой  понятий  о строении  и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах,  структурных особенностях;
  • анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях;    
  • приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами анализа научной информации.

 

Результаты обучения

(компетенции ФГОС)

Составляющие результатов обучения

Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4)

Знать: строение, функционирование, особенности развития и формирования центральной нервной системы человека; развитие и особенности формирования спинного мозга человека, ствола мозга, строение мозжечка.

Уметь: распознавать особенности функционирования ЦНС человека, спинного мозга

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека

Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5)

Знать: особенности развития, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях

Уметь: диагностировать особенности развития центральной нервной системы человека, структуры нервной ткани, промежуточного мозга, строение больших полушарий, вегетативной нервной системы.

Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования

Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК- 9)

Знать: базовые процедуры анализа строения нервной ткани функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями

Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями

Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями

Очная форма обучения

 Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» составляет три зачетных единицы (108 часов), в т.ч. контактная работа с преподавателем: лекционные занятия – 14 часов, практические занятия – 20 часов, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 38 часов.

Заочная форма обучения

Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем: лекционные занятия 6 часов, практические занятия 6 часов, форма контроля – экзамен, 9 часов.
Самостоятельная работа 87 часов.

 
 События!
 
«Волгоградский гуманитарный институт» (ВгГИ)
www.VGGI.RU

Сведения об образовательной организации

X