Академическая живопись
Академическая живопись
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Академическая живопись» является овладение методами изобразительного языка академической живописи, формирование у студента комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков, реализуемое в процессе выполнения конкретных выработка у студентов сознательного подхода к творческой работе при создании образа в сфере дизайна, получение ими знаний в области художественного формообразования, развитие эстетического вкуса. Изучение и использование на практике приёмов и принципов построения композиции формируют и развивают творческое начало личности студента. Поэтому целью курса академической живописи являются освоение студентами законов, правил и приемов изобразительной грамоты при изображении окружающего мира, его предметов и человека, методики ведения длительной (многосеансной) и краткосрочной работы. Живопись помогает формироваться творческому мышлению, художественно-эстетическому восприятию мира, способствует овладению творческим методом работы в различных видах и жанрах искусства. Эффективному освоению академической живописи способствуют систематические занятия в учебном процессе в условиях мастерской под руководством преподавателя, а также в процессе самостоятельной работы с натуры, по памяти, представлению вне аудитории – дома, на пленэре.
Академическая Живопись – важнейшая учебная дисциплина в системе подготовки студентов. Назначение этого курса – дать будущему специалисту профессиональные знания и навыки в области реалистической живописи, развить его творческие способности в области цвета и колорита, подготовить к самостоятельной проектной деятельности.Вместе с тем академическая живопись – самостоятельная область изобразительного искусства, имеющая широкий спектр художественных приемов, технических особенностей и используемых материалов.
Главная цель обучения данной дисциплине состоит в изучении свойств и закономерностей объективной действительности и передаче этой действительности на изобразительной плоскости живописными средствами. Живопись формирует и развивает творческое и художественно-образное мышление, художественное видение, эстетический вкус, профессионально-творческую психологию будущего специалиста, способствует овладению творческим методом работы с цветом и колоритом и переносу его в различные виды искусства.
Задачи курса «Академическая Живопись».
С помощью постепенного усложнения заданий:
- дать научные основы живописи;
- изучить закономерности построения объемных форм на плоскости;
- освоить метод цвето-пространственной моделировки предметов;
- изучить технологии и материалы, изобразительные возможности и техники живописи;
- научить решать конкретные изобразительные задачи в зависимости от колорита и характера освещения натуры.
Объективной сущностью учебного процесса в живописи является, изображение, воссоздание объемно-пространственного предметного мира на плоскости, на основе изучения природных и созданных человеком форм.
Занятия живописью развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами. Изучение реалистической живописи российская школа изобразительного искусства всегда считала и считает важнейшим условием не только приобретения живописных навыков, но и формирования мировоззрения.
Студент, обучающийся специальности дизайна должен быть широко образованным специалистом. Он должен овладеть методом реалистического искусства, хорошо понимать принцип народности искусства, хорошо ориентироваться в вопросах развития современного живописного искусства, правильно оценивать значение классического наследия, особенно русской старой и современной школы живописи, получить глубокие теоретические знания, знать искусствоведческую терминологию, получить практические умения и навыки в области реалистической живописи, уметь работать различными художественными материалами, владеть мастерством в различных видах живописи. Овладение знаниями и навыками не только дает будущему специалисту профессиональную грамотность в области живописи, но и воспитывает его эстетически, развивает его индивидуальные творческие способности, формирует научное мировоззрение. Таким образом, обучение живописи – неотъемлемая часть учебного процесса. Для освоения дисциплины «Академическая Живопись» студенты должны иметь достаточную специальную подготовку, включающую:
- навыки объемного изображения предметов в цвете;
- начальные технические умения владения красками;
- начальные знания о цвете и колорите.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Академическая живопись» является обязательной дисциплиной вариативной части (Б1.В.ОД.20)
Программа рассчитана на подготовку специалиста – дизайнера в системе ступенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Академическая живопись» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «Академический рисунок», «История искусств», «История дизайна, науки и техники», «Цветоведение».
Основой методологии взаимосвязи программ является тема изучения пространственно-образных пластических закономерностей в изобразительной и формальной композиции. Знания и практические навыки, полученные в ходе изучения базового курса дисциплины «Академическая живопись» необходимы для дальнейшей профессиональной подготовки будущего дизайнера, так как он должен знать законы цвета, как одной из важнейших составляющих в цветоведения, обладать высокой художественной культурой и владеть всеми средствами профессионального языка.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК – 7)
Выпускник, освоивший про грамму бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- владением основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК – 2)
Выпускник, освоивший про грамму бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-З);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК – 7) |
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности. Уметь: планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности. Формируемые навыки: технологии организации процесса самообразования; приемы целеполагания во временной перспективе, способы планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности. |
владение основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК – 2) |
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: историю академической живописи; технику работы с различным живописным материалом (акварель, гуашь, масло и проч.); приемы работы со смешиваемыми красками; такие понятия, как тон, светлота, насыщенность; типы колорита. Уметь: Передавать объем изображаемых предметов в цвете; создавать цельные по колориту живописные композиции; передавать цветовые отношения, соответствующие изображаем реалиям; грамотно выбирать художественный материал и технику для каждой поставленной задачи. Формируемые навыки: владения методами изобразительного языка академической живописи, приемами выполнения работ в различном живописном материале. |
способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-З); |
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: методы и средства выполнения художественно-оформительских работ; перспективы технического развития издательства и тенденции совершенствования производимой полиграфической продукции; основные требования, которые необходимо учитывать в процессе создания продукции (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические и др.); Уметь: разрабатывать и создавать оригинальные творческие проекты, художественно-эстетические решения в производстве различной полиграфической продукции - книг, журналов, газет, буклетов, плакатов, календарей, открыток и т.д. с учетом особенности материалов и их формообразующий свойств. Формируемые навыки: создает эскизы и выполняет работы по художественному оформлению с учетом особенности материалов и их формообразующий свойств. |
4. Объем учебной дисциплины «Академическая живопись»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 зачетных единиц, 504 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, лекции – 78 часов, практические занятия – 206 часов, трудоемкость экзамена - 36 часов.
Самостоятельная работа – 184 часа.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 зачетных единицы, 504 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, лекции – 16 часов, практические занятия - 38 часов, трудоемкость экзамена – 9 часов, трудоемкость зачета с оценкой – 16 часов.
Самостоятельная работа - 425 часов.