Вопросы к зачету
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Организационное поведение»
- Организационное поведение. Основные подходы. Базовые концепции в понимании организационного поведения.
- Модели организационного поведения. Влияние модели на функционирование системы организационного поведения.
- Особенности организационной культуры с точки зрения организационного поведения.
- Взаимосвязь основных характеристик культуры организации и моделей организационного поведения.
- Влияние мотивации трудовой деятельности на формирование поведения в организации. Основные подходы к мотивации организационного поведения.
- Содержательные теории мотивации и их применение.
- Процессуальные теории мотивации и их применение.
- Стимулирование: его основные формы и механизмы влияния на поведение.
- Мотивация и стимулирование: сходство и различия. Специфика использования в формировании организационного поведения.
- Поощрение и наказание как методы стимулирования. Принципы использования.
- Экономическое стимулирование. Необходимость. Достоинства и недостатки.
- Выбор подхода к стимулированию и модели организационного поведения. Специфика, взаимосвязи.
- Ролевое поведение как форма организационного поведения. Связь ролевого поведения с культурой организации.
- Статус как проявление определенной системы взаимоотношений в организации. Связь статуса, организационной культуры и ролевого поведения.
- Рабочие отношения. Их суть, основные закономерности, связь с мотивацией и влияние на организационное поведение.
- Удовлетворенность трудом и организационное поведение. Взаимосвязь и противоречия. Удовлетворенность работников и удовлетворенность менеджера.
- Коммуникативные потребности людей и их реализация в рамках организации. Зависимость структуры коммуникации от модели организационного поведения.
- Коммуникативные барьеры в организации. Типы барьеров. Особенности их преодоления. Связь типичных для данной организации барьеров и организационного поведения.
- Обратная связь в рабочих отношениях. Характеристики. Принципы. проблемы. Влияние на организационное поведение.
- Личность в организации. Специфика индивидуальной адаптации. Влияние адаптации отдельного работника на успешность деятельности организации в целом.
- Формирование индивидуального поведения в организации. Влияние на адаптационные процессы социокультурных и социоэкономических факторов микро и макросреды организации.
- Трудовое участие. Понятие. Процесс участия, предпосылки и проблемы. Влияние на управление организацией.
- Персональное развитие в организации: основные подходы в рамках различных моделей организационного поведения. Циклы мастерства и этапы карьеры.
- Проблемное поведение. Типы проблемных работников. Виды проблем. Особенности возникновения и протекания. Дисциплинарная культура и этика.
- Стрессы, связанные с работой. Влияние стрессового поведения на организацию.
- Управление стрессами. Стресс-менеджмент и его основные задачи.
- Консультирующий менеджмент как форма работы с проблемным поведением. Специфика подхода. Формы консультирования. Требования к менеджеру и процессу консультирования.
- Групповая динамика. Особенности внутригрупповых процессов и их влияние на эффективность деятельности группы. Различия в организационном поведении групп разного уровня развития.
- Взаимодействие личности и группы. Конструктивное и деструктивное развитие отношений.
- Руководство и лидерство. Сходство и различие. Влияние на организационное поведение сотрудников.
- Особенности форм власти и влияния. взаимосвязь с моделями организационного поведения.
- Организационный климат. Его компоненты. Факторы, влияющие на формирование организационного климата. Оптимальный и неоптимальный климат. Взаимосвязь климата и организационного поведения.
- Межличностные и организационные конфликты. Причины и профилактика конфликтов в организации.
- Факторы возникновения конфликтов: информационные, структурные, ценностные, отношений и поведенческие. Их влияние на развитие конфликта.
- Модели и типы конфликтов в организации. Динамика конфликта.
- Управление конфликтами и управление через конфликт. Влияние конфликтов на организационное поведение.
- Переговоры как особая форма разрешения конфликта.
- Менеджер как посредник в конфликте. Возможности и ограничения.
- Природа организационных изменений. Реакции на изменения: принятие и сопротивление. Причины сопротивления.
- Влияние нововведений в организации на поведение сотрудников. Проведение успешного изменения.
- Задачи организационного развития и изменение организационного поведения.
- Принципы создания команды в организации. Достоинства и недостатки команды. Цели формирования команды.
- Методы исследования организационного поведения. Основные подходы и используемые методики. Их значение. Разработка методов исследования.
- Международное влияние на организационное поведение. Условия возникновения многонациональных проектов и компаний. Влияние социальных, политических и экономических условий.
- Управление многонациональной рабочей силой. Особенности и барьеры культурной адаптации. Подходы к преодолению барьеров. Межкультурный менеджмент.
- Национальное и интернациональное в организационном поведении. Специфика российских организаций. Требования к организациям, входящим в международные системы деловых отношений.