Управление затратами предприятия (организации)
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Управление затратами предприятия (организации)» являются: получение знаний в области методов и средств управления затратами на предприятии в целях увеличения прибыли, выявления и мобилизации резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- изучить основные методы управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности предприятия;
- ознакомиться с экономическими методами учета, анализа и контроля затрат на предприятии;
- овладеть навыками самостоятельного сбора, обработки и подготовки информации в области затрат для выбора и принятия хозяйственных решений;
- определять и выбирать системы управления затратами, соответствующие целям и условиям работы предприятия.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Учебная программа по дисциплине «Управление затратами предприятия (организации)» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, относится к обязательным дисциплинам вариативной части (Б1.В.ОД.13).
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Управление затратами предприятия (организации)» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- Общекультурные компетенции:
- способен использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК- 6).
- Профессиональные компетенции:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
ОК-6 |
Знать:основные нормативно-правовые документы в своей деятельности; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства. |
Уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности, использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений. |
|
Формируемые навыки: современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных. |
|
ПК-1 |
Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной экономической деятельности. |
Уметь: собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. |
|
Формируемые навыки: владеть современными методами сбора обработки и анализа экономических и социальных данных. |
|
ПК-2 |
Знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне, знать типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей и действующую нормативно-правовую базу. |
Уметь: рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы. |
|
Формируемые навыки: владеть методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов, владение современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макро-и микроуровне. |
|
ПК-3 |
Знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта на мико- и макроуровне; типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей. |
Уметь: выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами. |
|
Формируемые навыки: владеть современными методами сбора обработки и анализа экономических и социальных данных, владение современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макро-и микроуровне, навыки применения современного математического инструментария для решения экономической задачи. |
|
ПК-5
|
Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на мако- и микроуровне, владеть и понимать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. |
Уметь: использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений. |
|
Формируемые навыки: владеть современными методами сбора обработки и анализа экономических и социальных данных, владение современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макро-и микроуровне,способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений. |
|
ПК-11 |
Знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления, закономерности функционирования современной экономики на макро-и микроуровне, критерии социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. |
Уметь: ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на мако-и микроуровне; критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
|
Формируемые навыки: владеть навыками философского мышления для выработки системного и целостного взгляда на проблемы общества, владеть методологией экономического исследования; способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. |
4. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Управление затратами предприятия (организации)» составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 34 часов, практические занятия 34 часов, форма контроля – экзамен, трудоемкость экзамена 36 часов.
Самостоятельная работа 112 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Управление затратами предприятия (организации)» составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 12 часов, практические занятия 12 часов, форма контроля – экзамен, трудоемкость экзамена 9 часов.
Самостоятельная работа 183 часов.