Теория организации отраслевых рынков (Менеджмент)
«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Теория организации отраслевых рынков» является формирование у студентов целостного представления об основных типах рыночных структур; факторах, определяющих структуру рынка; объяснение экономических решений фирм, действующих в разных рыночных структурах, описание влияния структуры рынка на общественное благосостояние, а также знакомство с основными направлениями антимонопольной политики и основными подходами к регулированию естественных монополий.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач: анализировать факторы, определяющие специфику формирования отраслевых рынков и поведение фирм; самостоятельная оценка принятых фирмой экономических решений, выявления закономерностей взаимодействия отраслевого рынка и его участников; использовать методы, способы и показатели анализа отраслевых рынков для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса.
2.Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Теория организации отраслевых рынков» является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части (Б1.В.ДВ.5).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
Профессиональные компетенции: владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5);
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) |
Знать: общие закономерности функционирования современной рыночной экономики на микроуровне,основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия экономической информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления. |
Уметь: применять общепринятые правила культурного общения, основные формы и средства обобщения, анализа и восприятия экономической информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления. |
|
Формируемые навыки: навыками работы с экономической информацией (ее восприятия, обобщения, анализа). |
|
владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3) |
Знать: основные требования к сбору, анализу и обработки данных, необходимых для решения поставленных задач на уровне отраслевого рынка |
Уметь: осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач на уровне отраслевого рынка. |
|
Формируемые навыки: приемами сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных задач на уровне отраслевого рынка. |
|
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5) |
Знать: способы определения структуры рынка, количественные показатели измерения рыночной власти, основные проблемы, возникающие при идентификации рыночных структур |
Уметь: определять основные факторы конкуренции на конкретном рынке, её инструменты, специфику и ограничения, уметь в письменной и устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения, использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии, оценивать эффективность мер государственной политики в отношении регулирования рынков и отраслей. |
|
Формируемые навыки: владеть современными методиками расчета показателей, характеризующих конкуренцию, структуры рынков и экономическое поведение хозяйствующих субъектов с целью анализа современной экономической жизни России и других стран; самостоятельного овладения новыми знаниями по теории отраслевых рынков и практике их развития |
|
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9) |
Знать: методы и принципы анализа отраслевых рынков в зависимости от их структуры, базовые модели, применяемые для описания различных типов отраслевых рынков |
Уметь: самостоятельно исследовать экономическую литературу на русском и иностранном языках, использовать понятийный аппарат теории отраслевых рынков при обсуждении реальных экономических ситуаций, для объяснения формирования структуры рынков и анализа их эффективности, выявлять проблемы развития рыночных структур при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий |
|
Формируемые навыки: владеть методологией исследования проблем развития теории конкуренции и отраслевых рынков; категориальным аппаратом дисциплины на уровне понимания и свободного воспроизведения. |
4.Объем дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 34 часа, практические занятия 16 часов, форма контроля – экзамен 36 ч.
Самостоятельная работа 22 часа.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единиц, 108 часов, из них - контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 8 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – экзамен – 9 часов.
Самостоятельная работа - 83 часа.