Статистика
«СТАТИСТИКА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью курса «Статистика» является освоение компетенций, необходимых для подготовки экономических кадров, владеющих современной методологией сбора, обработки, обобщения статистической информации, приобретения навыков вычисления статистических показателей, их анализа и использования в профессиональной деятельности и хозяйственной практике для принятия обоснованных управленческих решений.
Задачи курса «Статистика»:
- овладеть комплексом современных методов обработки, обобщения и анализа информации для изучения тенденций и закономерностей социально-экономических явлений и процессов;
- применять методы моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов для принятия обоснованных управленческих решений;
- освоить статистические методы анализа финансовой деятельности предприятий и организаций.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Статистика» относится к базовой части (Б1.Б.14).
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
Общепрофессиональные компетенции:
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОПК - 2).
Профессиональные компетенции:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК - 6);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК - 7).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОПК - 2) |
Знать: основные методики сбора, анализа и обработки экспериментальных данных, основные статистические понятия, категории и инструменты. |
Уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; – осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; обрабатывать результат наблюдений и строить математико-статистические модели закономерностей изучаемых явлений. |
|
Формируемые навыки: статистической обработки информации, уметь использовать эти методы при решении конкретных задач, которые ставит постоянно меняющийся мир; обработки результатов наблюдений, необходимых для моделирования экономических явлений. |
|
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1) |
Знать: основные способы сбора статистических данных, основные методы статистической обработки экономической информации с целью выявления основных характеристик числовой совокупности; перечень основных социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта |
Уметь: оценивать абсолютные, относительные и средние показатели исследуемой совокупности; анализировать динамику социально- экономических процессов; - выявлять тенденцию развития явлений; находить и систематизировать основные социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта. проводить оценку взаимосвязей экономических показателей с помощью статистических методов, интерпретировать полученные результаты. |
|
Формируемые навыки: статистического прогнозирования социально-экономических процессов и явлений, поиска информации с использованием аппарата статистики, обработки результатов наблюдений, необходимых для моделирования экономических явлений. |
|
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2) |
Знать: современные тенденции развития статистического учёта; источники статистической информации; методы выявления тенденции развития; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне. |
Уметь: устанавливать классификационные и группировочные признаки и проводить сводку и группировки собранных данных, проводить их первичную обработку; использовать методы статистического анализа для решения поставленных экономических задач; |
|
Формируемые навыки: методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов, экономического анализа статистической информации, самостоятельного овладения новыми знаниями в области статистических методов в экономике. |
|
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК - 6) |
Знать: методологию проведения статистического исследования; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующей социально-экономические процессы и явления на макро- и микроуровне. |
Уметь: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей; анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы. проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; |
|
Формируемые навыки: современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро-, мезо- и макроуровнях, литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи. |
|
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК - 7) |
Знать: общие основы статистической науки, принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учёта; отечественные и зарубежные источники информации, содержащие статистические данные о социально-экономическом, демографическом, экологическом положении стран и деятельности хозяйствующих субъектов |
Уметь: самостоятельно изучать научную литературу по проблемам приложения статистических методов в экономике и социальной сфере, представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, организовывать выполнение конкретного порученного этапа работы. |
|
Формируемые навыки: современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне, навыками самостоятельной работы, самоорганизации выполнения поручений. |
4. Объем дисциплины «Статистика»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет восемь зачетных единицы (288 часов), в т. ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: лекции – 68, практические занятия – 68, трудоемкость экзамена – 36 часов. Самостоятельная работа – 116 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет восемь зачетных единицы (288 часов), в т. ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: лекции – 14, практические занятия – 16, трудоемкость зачета – 4 часа, экзамена – 9 часов. Самостоятельная работа – 245 часов.