Региональная экономика (Менеджмент)
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА» (менеджмент)
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель изучения курса – формирование у студентов представления об особенностях пространственной организации социоприродохозяйственных систем мезоуровня, изучение как общепризнанных, так и альтернативных концепций государственной региональной политики в условиях модернизации российской экономики.
В результате освоения дисциплины бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:
- осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;
- овладение теоретическими основами региональной экономики (включая альтернативные подходы), методами региональных исследований;
- изучение инструментами региональной экономической политики;
- усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России;
- ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Учебная программа по дисциплине «Региональная экономика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент, относится к обязательным дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ОД.2)
При освоении дисциплины «Региональная экономика» обучающиеся используют общенаучные, теоретические знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения ряда дисциплин.
Знания, полученные студентами после изучения дисциплины «Региональная экономика», найдут применение при изучении таких дисциплин как «Мировая экономика и международные экономические отношения».
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Региональная экономика» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки экономиста.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование
общекультурных компетенций:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
профессиональных компетенций:
способность к экономическому образу мышления (ПК-26);
способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические и организационные основы региональной экономики;
- основные принципы деления территориально-экономического пространства РФ;
- теорию и практику регионального программирования;
- содержание и основные направления региональной политики федерального центра и органов регионального управления;
- порядок формирования и функционирования региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти;
- особенности регулирования экономического развития региона;
- систему государственных и муниципальных финансов, составные части региональных финансов;
- размещение основных природных ресурсов в РФ;
- методы регулирования регионального развития в рыночной экономике;
- цели и задачи создания свободных экономических зон.
уметь:
- определять эффективность осуществления межрегиональной торговли;
- определять факторы, влияющие на региональную экономическую политику;
- давать характеристику основным закономерностям размещения производительных сил;
- определять направления повышения эффективности управления региона;
- анализировать современные проблемы развития региональной и муниципальной экономики и определить пути их решения.
владеть:
- основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала региона;
- методами расчета и комплексного анализа ее основных показателей на основе фактических данных;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.
4. Структура учебной дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины «Региональная экономика» составляет четыре зачетные единицы (144 часа), в т. ч. трудоемкость экзамена составляет 36 часов.