Региональная Экономика
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения курса – формирование у студентов представления об особенностях пространственной организации социоприродохозяйственных систем мезоуровня, изучение как общепризнанных, так и альтернативных концепций государственной региональной политики в условиях модернизации российской экономики.
В результате освоения дисциплины бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:
- осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;
- овладение теоретическими основами региональной экономики (включая альтернативные подходы), методами региональных исследований;
- изучение инструментами региональной экономической политики;
- усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России;
- ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Учебная программа по дисциплине «Региональная экономика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01. Экономика, относится к обязательным дисциплинам вариативной части (Б1.В.ОД.3)
При освоении дисциплины «Региональная экономика» обучающиеся используют общенаучные, теоретические знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения ряда дисциплин.
Знания, полученные студентами после изучения дисциплины «Региональная экономика», найдут применение при изучении таких дисциплин как, «Макроэкономика», «Микроэкономика» «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Институциональная экономика».
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Региональная экономика» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки экономиста.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общепрофессиональных компетенций:
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
профессиональные компетенции:
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6).
Результаты обучения
(компетенции ФГОС ВО) |
Составляющие результатов обучения |
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); |
знать:
- теоретические и организационные основы региональной экономики;
- теорию и практику регионального программирования;
- особенности регулирования экономического развития региона;
- систему государственных и муниципальных финансов, составные части региональных финансов;
- методы регулирования регионального развития в рыночной экономике;
|
уметь:
- определять эффективность осуществления межрегиональной торговли;
- определять факторы, влияющие на региональную экономическую политику;
- давать характеристику основным закономерностям размещения производительных сил;
- определять направления повышения эффективности управления региона;
- анализировать современные проблемы развития региональной и муниципальной экономики и определить пути их решения.
|
владеть:
- основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала региона;
- методами расчета и комплексного анализа ее основных показателей на основе фактических данных;
|
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1) |
знать:
- теоретические и организационные основы региональной экономики;
- основные принципы деления территориально-экономического пространства РФ;
- теорию и практику регионального программирования;
- содержание и основные направления региональной политики федерального центра и органов регионального управления;
- порядок формирования и функционирования региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти;
- особенности регулирования экономического развития региона;
- систему государственных и муниципальных финансов, составные части региональных финансов;
- размещение основных природных ресурсов в РФ;
- методы регулирования регионального развития в рыночной экономике;
- цели и задачи создания свободных экономических зон.
|
уметь:
- определять факторы, влияющие на региональную экономическую политику;
- давать характеристику основным закономерностям размещения производительных сил;
- анализировать современные проблемы развития региональной и муниципальной экономики и определить пути их решения.
|
владеть:
- основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала региона;
- методами расчета и комплексного анализа ее основных показателей на основе фактических данных;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.
|
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6) |
знать:
- теоретические и организационные основы региональной экономики;
- основные принципы деления территориально-экономического пространства РФ;
- теорию и практику регионального программирования;
- содержание и основные направления региональной политики федерального центра и органов регионального управления;
- порядок формирования и функционирования региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти;
- особенности регулирования экономического развития региона;
- систему государственных и муниципальных финансов, составные части региональных финансов;
- размещение основных природных ресурсов в РФ;
- методы регулирования регионального развития в рыночной экономике;
- цели и задачи создания свободных экономических зон.
|
уметь:
- определять эффективность осуществления межрегиональной торговли;
- определять факторы, влияющие на региональную экономическую политику;
- давать характеристику основным закономерностям размещения производительных сил;
- определять направления повышения эффективности управления региона;
анализировать современные проблемы развития региональной и муниципальной экономики и определить пути их решения. |
владеть:
- основными методами разработки прогнозов и целевых программ социально-экономического и научно-технического развития, эффективного использования ресурсного потенциала региона;
- методами расчета и комплексного анализа ее основных показателей на основе фактических данных;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности.
|
4. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Региональная экономика» составляет четыре зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 34 часа, практические занятия 34 часа, форма контроля – зачет, экзамен. Трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа 40 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 (144 часа) зачетные единицы, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – зачет, экзамен. Трудоемкость зачета – 4 часа, экзамена – 9 часов.
Самостоятельная работа 117 часов.