Моделирование экономических процессов
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
В процессе исследования сложных экономических систем используются многие научные методы – анализ и синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, формализация, теория вероятностей, статистические. Наиболее широко применяемым методом всех разделов системного анализа является моделирование. Причиной тому является невозможность проведения натурного эксперимента в экономике. Преимущества моделирования заключаются в лёгкости создания моделей, возможности произвольно и легко менять режимы их работы и характеристики. В экономике приходится искать новые формы организации производства, проверять возможности функционирования экономических процессов. Моделирование оказалось в состоянии в значительной мере восполнить потребность экономических наук, дать точное количественное описание всех взаимосвязей. Цель преподавания дисциплины – научить студентов использованию математических методов в решении разрабатываемых моделей.
Задачи дисциплины: Задачей изучения дисциплины «Моделирование экономических процессов» является выработка у студентов подхода к количественным характеристикам экономических макро- и микросистем, получаемых в результате процесса моделирования; обоснование процесса моделирования как метода научного познания; показ особенностей применения метода математического моделирования в экономике.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Предмет относится к вариативной части (Б1.В.ОД.5) учебного плана направления подготовки бакалавра 38.03.01 "Экономика".
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
В результате освоения учебной дисциплины «Моделирование экономических процессов» обеспечивается формирование профессиональных компетенций:
– способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
– способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
– способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4) |
Знать: основные модели программного описания экономических систем. |
Уметь: находить строить прогностические модели поведения экономических систем. |
|
Формируемые навыки: умения анализировать некоторые экономические модели в областях стандартного, экстремального и асимптотического поведения. |
|
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7) |
Знать: Знать основные способы аккумуляции данных о параметрах моделируемых экономических систем. |
Уметь:посредством открытых информационных ресурсов находить информацию о параметрах моделируемых экономических систем. |
|
Формируемые навыки: владение поиска информации о параметрах моделируемых экономических систем. |
|
способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8) |
Знать: основные методы автоматической и программной обработки параметров экономических моделей. |
Уметь: использовать для обработки числовых параметров экономических систем современные программные комплексы. |
|
Формируемые навыки: умения анализировать некоторые экономические модели в областях экстремального и асимптотического поведения. |
4. Объем учебной дисциплины «Моделирование экономических процессов»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Моделирование экономических процессов» составляет четыре зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем – лекции - 34, практические занятия – 18, трудоемкость экзамена – 36 часов.
Самостоятельная работа 56 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Моделирование экономических процессов» составляет четыре зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем – лекции - 8, практические занятия – 6, трудоемкость экзамена – 9 часов.
Самостоятельная работа - 121 час.