Методы оптимальных решений
«МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Методы оптимальных решений» представляет собой раздел общего курса математики. Включает в себя: Исследование систем линейных уравнений. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и свойства задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Классическая транспортная задача. Оптимизация на сетях. Задача о назначениях и её модификации. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.
Цель преподавания дисциплины - сформировать у студента цельную систему мышления и знаний в области математического аппарата и его использования в современных экономических приложениях.
Задачи преподавания дисциплины:
- ознакомить с методами принятия оптимальных решений, используемой в экономике;
- сформировать у студентов представление о постановках основных задач оптимизации.
2. Место дисциплины «Методы оптимальных решений» в структуре ОПОП
Дисциплина «Методы оптимальных решений» относится к базовой части (Б1.Б.10) учебного плана направления подготовки бакалавра 38.03.01 "Экономика". Перечень предшествующих дисциплин, усвоение которых студентам необходимо для усвоения данного курса: «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика». Перечень обеспечиваемых (последующих) дисциплин: «Теория игр».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
В результате освоения учебной дисциплины «Методы оптимальных решений» обеспечивается формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)
– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
– способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
– способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);
– способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
– способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1) |
Знать: Основные источники получения профессиональной информации в глобальных компьютерных сетях. Математические и программные методы анализа экономических процессов, их возможности и ограничения в применении. |
Уметь: Анализировать рассматриваемые системы вне зависимости от природы и элементов посредством приближений основными математическими функциями. |
|
Формируемые навыки: проведение линейных и простых нелинейных аппроксимаций анализируемых экономических процессов. |
|
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) |
Знать: Основные способы математизации параметров экономических систем |
Уметь: Формировать краевые условия частных решений поведения экономических систем. |
|
Формируемые навыки: умения математизировать параметры экономических систем и верифицировать результаты их обработки. |
|
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3) |
Знать: графический и симплекс-метод решения задач линейного программирования; метод потенциалов решения транспортных задач линейного программирования; метод Гомори решения задач целочисленного линейного программирования; метод динамического программирования; основы вывода формул для расчета характеристик систем массового обслуживания. |
Уметь: строить математические модели задач линейного программирования, приводить их к нужному виду, определять к какому разделу исследования операций они относятся, выбирать и реализовывать наиболее рациональный метод решения; использовать пакеты прикладных программ для решения задач линейного программирования с помощью компьютера. |
|
Формируемые навыки: владение математическим и программным аппаратом, способами наглядного графического представления результатов. |
|
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3) |
Знать: основные методы анализа числовых данных.. |
Уметь: уметь подбирать методы оптимизации анализа числовых данных. |
|
Формируемые навыки: навыки представления числовых массивов с помощью аналитических форм. |
|
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5) |
Знать: основные модели поведения экономических систем и методы их использования. |
Уметь: находить необходимые состояния экономических систем путем варьирования параметров. |
|
Формируемые навыки: умения анализировать экономические модели и представлять результаты анализа в функциональной для дальнейшего употребления форме. |
|
использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8) |
Знать: основные методы автоматической и программной обработки параметров экономических моделей. |
Уметь: использовать для обработки числовых параметров экономических систем современные программные комплексы. |
|
Формируемые навыки: умения анализировать некоторые экономические модели в областях экстремального и асимптотического поведения. |
4. Объем учебной дисциплины «Методы оптимальных решений»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Методы оптимальных решений» составляет четыре зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем – лекции - 40, практические занятия – 38, форма отчетности – зачет с оценкой.
Самостоятельная работа – 66 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины «Методы оптимальных решений» составляет четыре зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем – лекции - 6, практические занятия – 8, форма отчетности – зачет с оценкой (4).
Самостоятельная работа – 126 часов.