Математическая статистика (Психология)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Математическая статистика» включен в блок дисциплин предметной подготовки (федеральный компонент) и обеспечивает компетентность будущего педагога-психолога в адекватном использовании измерительных процедур и применении математических методов для решения исследовательских, прикладных и практических задач.
Для успешного освоения курса достаточно знания математики в объеме школьной программы. Изучение теоретических основ курса и освоение способов работы с компьютерными статистическими пакетами основано на математических знаниях и умениях использования компьютерных программ, которые формируются при изучении курсов «Математика и информатика» и «Информационные технологии в психолого-педагогической практике».
Полученные при изучении данного курса знания и умения важны для освоения таких дисциплин как, "Методология и методы психолого-педагогических исследований", "Психодиагностика" и др., при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
Целью курса является формирование у студентов готовности к использованию измерительных процедур и применению математических методов в учебной и профессиональной деятельности. В частности, такая готовность включает в себя:
- понимание роли измерительных процедур и математических методов в психологических исследованиях, взаимосвязи количественных и качественных методов в гуманитарных исследованиях, положительное отношение к использованию математических методов;
- знание основных понятий теории измерений, теории вероятностей, математической статистики, классификации статистических гипотез и методов их проверки, конкретных методов статистического анализа и возможностей их применения в решении психологических задач.
Освоение содержание курса способствует развитию абстрактного мышления, а также таких качеств мышления как системность и логичность.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Математическая статистика» относится к обязательным дисциплинам базовой части (Б1.Б. 12). Приступая к изучению дисциплины «Математическая статистика » студент должен знать: основные определения понятий, выполнять действия с дробями, степенями; обладать теоретическими знаниями о производных и первообразных основных элементарных функций. Студент должен уметь: логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. (ОК-1);
Профессиональные компетенции:
способностью и готовностью к:
- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. (ОК-1) |
Знать: основные принципы и закономерности научного мышления; знание основных понятий теории измерений, теории вероятностей, математической статистики, классификации статистических гипотез и методов их проверки, конкретных методов статистического анализа и возможностей их применения в решении психологических задач.
|
способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
|
Знать: стандартные психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных, методы интерпретации полученных данных |
4. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, самостоятельная работа 38 часов, форма контроля – зачет.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часа, самостоятельная работа 60 часов, форма контроля – зачет.