Исследование социально-экономических систем
«ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Исследование социально-экономических систем» является формирование системы знаний по вопросам методологии, методов, организации исследований социально-экономических процессов.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- понимание сущности социально-экономических процессов;
- ознакомление с современной методологией социально-экономических исследований;
- представление об основах системного анализа;
- освоение методов моделирования общественных процессов.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Исследование социально-экономических систем» относится к дисциплинам по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.3).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций
Общекультурные компетенции:
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
Общепрофессиональные компетенции:
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
Профессиональные компетенции:
- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) |
Знать: основные понятия теории социальных процессов: социальный процесс, виды процессов, типы процессов, структура процесса и т.д. |
Уметь:готовить обзоры теоретико-методологических подходов изучения конкретной проблемы; формировать различные варианты решений проблемной ситуации. |
|
Формируемые навыки: методиками и технологиями формулирования и проверки научной теории, сбора и обработки информации, осмысления и интерпретации результатов исследования, моделирования. |
|
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) |
Знать: основные подходы социологов и экономистов к объяснению социальных процессов в обществе; методы социального прогнозирования; общенаучные и конкретно – предметные методы исследования, методологию системного анализа. |
Уметь:анализировать во взаимосвязи экономические явления, осуществлять самостоятельную работу с периодическими изданиями (поиск литературы, анализ публикаций и т.д.); использовать игровые и социально-психологические методы исследования социально-экономических процессов. |
|
Формируемые навыки: научного исследования СЭП; владеть методологией экономического исследования. |
|
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) |
Знать: методологию, методы организации и проведения социологических исследований; |
Уметь:организовать и провести комплексное системное исследование проблемной ситуации; анализировать результаты социально-экономических исследований и делать выводы; разрабатывать программу и инструментарий исследования, интерпретировать полученные результаты и определять их возможности в принятии управленческих решений. |
|
Формируемые навыки: работы с нормативно-правовыми, статистическими, публицистическими и иными источниками информации о состоянии объектов социально-экономической сферы. |
|
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4) |
Знать:методы построения эконометрических моделей явлений и процессов. |
Уметь:теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач; на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты, прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне. |
|
Формируемые навыки: владеть методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей. |
4. Объем учебной дисциплины «Исследование социально-экономических систем»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, (108 часов), контактная работа обучающихся с преподавателем - лекции - 16 часов, практические занятия – 18 часов, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 4 часа, практические занятия 6 часов, форма контроля – экзамен 9 часов.
Самостоятельная работа 89 часов.