Экономика труда (Менеджмент)
«ЭКОНОМИКА ТРУДА»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины "Экономика труда" является дать будущим специалистам представления о сущности и роли труду в современных условиях, социально-трудовых отношениях и социально-экономических процессах в сфере трудовой деятельности. Сформировать навыки в области эффективного использования трудовых ресурсов, роста эффективности труда в условиях рыночных методов хозяйствования.
Задача настоящих методических указаний - помочь студентам в самостоятельном изучении курса, показать, какие вопросы в соответствующих разделах являются наиболее важными, узловыми, как их изучать, какими теоретическими знаниями и практическими навыками должен овладеть студент.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Экономика труда» относится к базовой части (Б1.Б.30).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).
Общепрофессиональные компетенции:
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений(ОПК-2).
Профессиональные компетенции:
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
- владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2).
Результаты обучения (компетенции ФГОС ВО) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) |
Знать: основы нормирования труда; функции, принципы, элементы организации оплаты труда; модель поведения профсоюзов на рынке труда; направления и методы государственной политики на рынке труда в условиях современной рыночной экономики. |
Уметь: использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, разбираться в проблемах организации трудовой деятельности, нормирования труда, мотивации работников, конструктивного урегулирования трудовых конфликтов, реинжиниринга бизнес-процессов, оптимизации трудовых процессов. |
|
Формируемые навыки: навыками анализа состояния и тенденций развития рынка труда в России; обосновать размер доплат и премий; |
|
способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений(ОПК-2) |
Знать: современные концепции, позволяющие объяснить изменения, происходящие в сфере труда, основные понятия и терминологический аппарат курса экономики труда; неоклассическую модель формирования спроса на труд и предложения труда;
|
Уметь: проводить сравнительный анализ различных концепций, взглядов, подходов к экономическим, правовым и социологическим аспектам труда, видеть их взаимосвязанность; анализировать механизмы формирования поведения на рынке труда; оценивать статистическую информацию о состоянии ключевых индикаторов рынка труда; |
|
Формируемые навыки: статистическим инструментарием, позволяющим рассчитать индекс развития человеческого потенциала; самостоятельно анализировать и изучать специальную литературу. |
|
владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1) |
Знать: о сути, роли и особенностях современного труда в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; важность и необходимость формирования цивилизованного рынка труда в стране. |
Уметь: анализировать существующие тенденции, которые складываются в сфере народонаселения, трудовых ресурсов и трудового потенциала общества; планировать и рассчитывать трудоемкость продукции, численность рабочих, специалистов, их дополнительную потребность; измерять производительность труда различными методами, оценивать факторы и резервы роста производительности на предприятии; определять заработную плату работника при различных формах и системах оплаты труда; |
|
Формируемые навыки: объяснения сути социальных и экономических процессов, явлений на рынке труда на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях; применения наиболее действенных способов повышения эффективности трудовой деятельности, включая проблемы трудового вознаграждения. |
|
владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2) |
Знать: методы измерения производительности и эффективности труда; направления и методы государственной политики на рынке труда в условиях современной рыночной экономики. |
Уметь: использовать эффективные методы управления трудом, регулирования социально-трудовых отношений в организациях; измерять производительность труда различными методами, оценивать факторы и резервы роста производительности на предприятии; |
|
Формируемые навыки: навыками оценки качества человеческого ресурса организации; применением на практике изученных экономико-теоретических моделей поведения субъектов на рынке труда |
4. Объем дисциплины «Экономика труда»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекции - 30 часов, практические занятия – 32 часа, трудоемкость экзамена – 36 часов.
Самостоятельная работа 46 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 12 часов, практические занятия 14 часов, форма контроля - экзамен 9 часов.
Самостоятельная работа 105 часов.