Вопросы к зачету
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Основы теории коммуникации»
- Понятие коммуникации. Теоретические модели социальной коммуникации (психоаналитическая, экзистенциалистская, семантическая, игровая, теория информационного общества).
- Формы и виды коммуникативной деятельности в обществе (общение, управление, подражание; синхроническая, диахроническая коммуникация).
- Формы передачи информации и функции коммуникации (монологическая, диалогическая, полилогическая; функции: информационно-коммуникативная, интерактивная, гносеологическая, аксиологическая, нормативная, социально- практическая).
- Свойства коммуникатора (кредитность, надежность, престижность, привлекательность).
- Типы коммуникаторов (люди престижа; лидер мнений - ключевой коммуникатор – менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, кризисник, рекламист/).
- Понятие стратегической коммуникации и ее этапы (определение проблемы, планирование и программирование, действия и коммуникация, оценка программы).
- Функции имиджа в коммуникации (идентификация, идеализация, противопоставление).
- Структура корпоративного имиджа (социологический опрос, ранжирование, выражение, планирование, реализация, эффективность).
- Основные направления деятельности пресс-службы (производство информации для массовой аудитории, распространение информации по каналам СМИ, производство информации для специалистов и организации, подготовка внутриорганизационной информации).
- Изменение ценностных установок и поведения коммуниканта (принуждение, манипулирование, сотрудничество).
- Манипуляция сознанием, ее причины (конфликт человека с самим собой, недоверие по отношению к другим людям, ощущение абсолютной беспомощности, боязнь тесных межличностных контактов, некритическое стремление получать одобрение всех и каждого, стремление к символическому овладению партнером).
- Манипулятивные технологии, виды манипулятивного влияния (целенаправленное преобразование информации, сокрытие воздействия, мишени воздействия, роботизация).
- Понятие массовой коммуникации и средств массовой информации (СМИ).
- Направления в теории массовой коммуникации (человеко-ориентированный и медиа-ориентированный подходы).
- Функции средств массовой коммуникации (социальной ориентировки, социальной идентификации, контакта с другими людьми, самоутверждения, утилитарная, эмоциональной разрядки).
- Виды коммуникации (познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная)
- Типы коммуникации (личностная, межличностная, массовая, специализированная, визуальная, мифологическая, перформансная).
- Кризисные коммуникации (их особенности, пути их разрешения, вид, структура, стадии кризиса, предпосылки возникновения, стратегия поведения, механизмы коммуникативного воздействия).
- Реклама в сфере «Связи с общественностью» (основные функции, критерии эффективного восприятия, способы управления вниманием, требования к рекламе, рекомендации эффективной подачи).
- Особенности русского коммуникативного поведения (общительность, искренность в общении, приоритетность разговора по душам, предпочтение неофициального общения, нелюбовь к светсвому общению, стремление к коммуникативному равенству, к простоте в общении, постоянство круга общения и др.)