Вопросы к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
«Экономика и менеджмент в СМИ» (Журналистика)
- Редакция СМИ как предприятие. Виды предприятий по хозяйственно-правовым формам, их регистрация и ликвидация, формы собственности.
- Формы объединений на рынке масс-медиа. Концентрация, монополизация и диверсификация в СМИ.
- Понятия «экономика» и «менеджмент» применительно к СМИ. Специфический товар СМИ.
- Медиа-бизнес и обслуживающая модель СМИ.
- Активы медиа-бизнеса. Основные и оборотные фонды предприятия – редакции СМИ.
- Внутренние и внешние источники финансирования редакций.
- Бизнес-план редакции, его свойства, назначение и типология.
- Редакция СМИ как организация, ее структура и штатное расписание.
- Центры финансовой ответственности и источники доходов редакции. Практика регулярного менеджмента.
- Бизнес-план редакции, его структура.
- Понятие маркетинга и его специфика в СМИ. Принципы маркетинга. Классический и неклассический маркетинг.
- Целевой рынок, его поиск, исследование и анализ.
- Конкуренция и ее виды. Сравнительная оценка конкурентов.
- Сегментирование. Раздел рынка на доли между конкурентами.
- Стратегия маркетинга и позиционирование в сегменте рынка.
- Инновации, их виды и роль в развитии редакции.
- Торговая марка, товарный знак, «бренд» и их продвижение. Специфика в СМИ.
- Маркетинговые коммуникации как методы стимулирования продаж.
- Понятие цены. Формирование цен и цели ценообразования. Эластичность и неэластичность спроса.
- Бюджет редакции и его составные части (расходы, доходы).
- Психология восприятия цены. Распродажи, скидки, льготы, подписка.
- Методы распространения и каналы распределения продукции СМИ. Маркетинговый и рекламный бюджет.
- Применение маркетинговых коммуникаций в ходе продвижения СМИ на медиа-рынке.
- Понятие и себестоимости продукции. Структура затрат (основные статьи расходов редакции).
- Понятие менеджмента. Менеджмент СМИ и его функции.
- Самомаркетинг журналиста. Престиж профессии и профессиональная среда. Жизненные циклы знаменитостей.
- Формы найма сотрудников. Оплата труда в редакции.
- Принципы составления программы действий. Стратегическое планирование, его этапы и принципы.
- Роль менеджера, задачи и уровни управления. Обязанности и качества руководителя.
- Менеджмент через человеческие отношения в группе и система сотрудничества.
- Управление через культуру, иерархию, рынок. Стили управления.
- Оценка рисков и препятствий на входе в целевой рынок. Антикризисное управление в редакции. Бюджетное управление.
- Понятие логистики и ее применение в СМИ.
- Холдинг, концерн, издательский дом и трест как формы объединений на медиа-рынке.
- Финансовый капитал предприятия (структура, источники формирования). Управление финансами: текущий контроль, финансовый план и прогноз.
- Прибыль как показатель эффективности. Выручка, балансовая и чистая прибыль. Распределение чистой прибыли.
- Налоговые аспекты работы редакции. Налоговая система в РФ, виды налогов и внебюджетные фонды.
- Медиа-бизнес, его составные части и смежные отрасли.
- Монополии в производстве и распространении СМИ, их влияние на экономику редакций. Медиа-инфляция.
- Роль главного редактора, его управленческие обязанности.
- Коммерческий (финансовый) директор и его функции в редакции.
- Роль бухгалтерии в обеспечении экономической стабильности редакции. Баланс и отчетность: основные формы.
- Специфика маркетинга электронных СМИ (печатных СМИ).
- Public Relations редакции и внутрифирменная реклама.
- Методы стимулирования сбыта в СМИ (конкурсы, фестивали, информационное спонсорство, льготы и др.).
- Общередакционные и издательские расходы в структуре затрат редакции.