Основы теории литературы
1. Цели и задачи освоения дисциплины «Основы теории литературы»
Цель курса: ознакомление студентов с основными понятиями и категориями литературного процесса, наиболее значимыми теоретико- и историко-литературными понятиями, научными концепциями и подходами; пробуждение в студентах активного интереса к проблемам науки о литературе, индивидуальному творческому изучению художественных произведений, стремлению к их научно-объективной оценке; углублению теоретико-литературных знаний, полученные ими в школе; развитие навыков работы с научно-исследовательской литературой.
Задачи курса: знать особенности литературоведения как науки, его сущность, структуру, специфику; специфику природы художественной литературы, основных особенностях ее исторического развития, организации отдельного литературного произведения, должен получить знание об основных теоретико-литературных и историко-литературных понятиях., уметь ориентироваться в справочной и научной литературе по предмету, уметь провести самостоятельный научный анализ художественного текста; овладеть знанием основных положений и концепций в области теории литературы, а также базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
2. Место дисциплины «Основы теории литературы» в структуре ОПОП.
Дисциплина «Основы теории литературы» относится к дисциплинам базовой части (Б1.Б.12) учебного плана направления подготовки бакалавра 42.03.02 Журналистика.
Логически и методически раздел «Основы теории литературы» взаимосвязан с другими дисциплинами базовой и вариативной частей профессионального, гуманитарного, социального и экономического циклов ОПОП, а именно с «Социологией», «Экономикой», «Политологией» и др.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении курса «Основы теории литературы»: опирается на знания, полученные в ходе изучения курсов: история литературы. Концепции, приобретенные в ходе изучения «Основы теории литературы» готовят студентов к освоению практических навыков, анализа художественного и журналистского произведения.
Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения дисциплины «Основы теории литературы»: знание жанровых особенностей текста, текста и композиции, сюжета и публицистических особенностей СМИ; умение проанализировать предложенный преподавателем журналистский материал, касающийся какой-либо актуальной проблемы современной журналистики. Полученные компетенции пройдут апробацию в ходе учебных и производственных практик.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Основы теории литературы» обеспечивается формирование общепрофессиональных компетенций:
- способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4).
Результаты обучения |
Составляющие результатов обучения |
Способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4) |
Знать:жанровые особенности текста, текста и композиции, сюжета и публицистических особенностей СМИ, понятие и структуру художественного образа, изобразительно-выразительные средства художественной речи |
Уметь:проанализировать предложенный преподавателем журналистский материал, касающийся какой-либо актуальной проблемы современной журналистики, раскрывать сюжет и композиции художественного произведения |
|
Формируемые навыки : владение основными понятиями, ориентироваться в структуре текста, речевом строе художественного произведения, определять жанры литературного произведения |
4. Структура учебной дисциплины «Основы теории литературы»
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т. ч. контактная работа - лекционные занятия 16 часов, практические занятия 18 часов, самостоятельная работа 38 часа, форма контроля – зачет
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, в т. ч. контактная работа - лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часов, самостоятельная работа 60 часов, форма контроля - зачет